Быстро выучить алфавит 6 лет ребенком. Как учить буквы с ребенком

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Наверное, не найдется таких родителей, у которых не появлялось бы желание выучить с ребенком азбуку. Другой вопрос, что одни из них начинают заниматься с детьми, другие все-таки оставляют это специалистам — школе или столь популярным развивающим занятия по подготовке.

Итак, что когда начинать, и что делать, если вы все же решили обучить малыша азбуке самостоятельно?

Когда лучше начинать учить детей буквам и чтению?

Педагогами и психологами выработано мнение, что готовность к обучению чтению вырабатывается приблизительно в 5 лет. Как раз перед поступлением в 1 класс обычно детей и начинают учить читать.

А вот учить буквы можно значительно раньше. Уже в 3-4 года дети проявляют интерес к буквам и обучающим занятиям. Именно это время идеально подходит для начала освоения азбуки.

При этом с 5-6 лет можно как раз и приступать к обучению чтению. Буквы выучены крепко-накрепко, всеми возможными способами. Как раз к этому времени подоспело и нужное развитие мозга и способностей к более серьезному обучению.

Важно только не перегружать ребенка. В раннем возрасте информация должна давать дозировано и обязательно в игровой форме.

Стоит ли обучать малышей азбуке до трех лет?

Методика Глена Домана

В принципе существуют методики по обучению детей с самого раннего возраста. К примеру, система Глена Домана. В ней предлагается начинать заниматься еще до того, как малышу исполнится год.

Система подразумевает автоматическое запоминание ребенком написанного слова целиком. Родители должны с определенной периодичностью просто показывать карточки со словами.

Кубики Зайцева

Еще большую популярность приобрела методика с использованием кубиков Зайцева. Она основана на запоминании так называемых складов — одного согласного звука в сочетании с гласным или мягким, твердым знаком.

Кубики имеют разный цвет и даже звучание, соответственно у ребенка задействованы одновременно различные центры восприятия. Занимаясь с такими кубиками, дети довольно быстро осваивают чтение.

Да или нет?

Оправданно ли такое раннее обучение? Это решать только родителям. Взвесьте все плюсы и минусы. И не забудьте, что без регулярного применения, знания будут забыты. Кроме того, в школе обучение будет идти по другой системе и ребенок может запутаться.

Традиционное обучение предлагает начинать с последовательного изучения букв, которые потом будут складываться в слоги. Именно так учат детей в наших школах.

Учим буквы в 3 года: игра и только игра

Научить ребенка буквам в раннем возрасте можно только через игру. Ребенок еще не способен да и просто не хочет учиться «как в школе». Для этого он пока слишком мал.

Разучиваем звуки и буквы

Специалисты по дошкольному обучению рекомендуют учить таких маленьких детей только звукам. Пока малышу еще трудно разделять понятия звука и буквы. Показывая ему букву «М» сообщите, что эта буква «говорит» «ммм». Малыш уже учил как говорит кошечка и собачка, и с другими звуками вполне готов справиться по аналогии.

Яркие карточки с нарисованными буквами и картинками можно показывать каждый день. Только не нужно слишком много информации. Большой путь начинается с первых шагов.

Выучив несколько букв, можно будет переходить к следующим.

Используем нестандартные подходы

Чтобы ребенку было интересно, старайтесь придумывать разные подходы.

Песня про буквы

Например, буквы можно петь. Выучите с ребенком песенку про алфавит.

Игра «Ассоциации»

Придумайте вместе, на что похожа каждая буква. На листе бумаги нарисуйте букву и превратите ее во что-то. Например, из буквы Ж получится отличный жук.

Играем в пазлы

Карточки в буквами можно разрезать на две или больше частей и предложить ребенку собрать все заново. Пазлы могут быть только с буквами, а могут — с буками и картинками.

«Сделай сам»

Буквы в прописях писать еще рано, но из можно сделать. Из подручного материала. Выложить из веревочек, спичек, слепить. Убиваем сразу двух зайцев: учим буквы и развиваем мелкую моторику.

Занимаемся с детьми постарше: азбука в 4-5 лет

Лет с 4-5 можно расширить и усложнить ваши занятия. В этом возрасте дети могут сами писать буквы, смотреть развивающие мультики про буквы и заниматься по различным пособиям. Но все равно основным способом познания остается игровой.

Магнитная азбука

Ее не оставляет без внимания ни один ребенок. Детям нравится прицеплять магниты на любые поверхности, так можно и развлекаться и играть. Называйте буквы, переклеивая их с одного бока холодильника на другой.

Так ребенок будет знать, что уже освоено, а что еще нет. А можно высыпать буковки в непрозрачный мешок и угадывать их на ощупь. Опять же развивается мелкая моторика.

Компьютер во благо

Если быть откровенными, то в этом возрасте дети уже получают доступ к компьютеру. Так пусть хотя бы с пользой — дайте ребенку возможность печатать буквы. Самый крупный шрифт в ворде — и вперед. Десятипальцевый метод печати будет освоен раньше, чем у вас.

Кубики с буквами

Научить ребенка алфавиту можно и с помощью кубиков с буквами. Это первый шаг с построению слогов и обучению чтению. Предложите построить башню только из известных букв. И рядом вторую — из тех букв, которые пока не выучены. Какая выше?

Выкладываем буквы из предметов и пишем на снегу

Еще немного о мелкой моторике — можно писать пальцем на рассыпанной на подносе крупе, можно выкладывать их из бусин или фасоли, можно рисовать палочкой на снегу. Очень много чего можно.

Играем в прятки

Выбираем какую-нибудь букву, например Т. А теперь надо найти в доме — куда могла спрятаться эта буква? Кто найдет больше? В Тапочках, Тумбочке, Телефоне, карТошке (но в середине слова детям искать труднее)…

Разучиваем алфавит в 6 лет

В 6 лет выучить буквы намного проще. Для этого возраста существует масса пособий и азбук для того, чтобы заниматься с детьми. Основные принципы здесь в регулярности занятий и создании положительного настроя.

Не ругайте ребенка, если что-то удается не очень хорошо. Просто предложите сыграть в игру — и настроение повысится, и заучивание произойдет быстрее.

Съедобные буквы

Оказывается, буквы тоже можно есть. Это очень весело и совсем не похоже на уроки. Про вермишель-буквы знают все, но она мелковата для детей. А можно испечь блины в виде букв. Или печенье.

А можно печь вместе с ребенком — пусть он «заказывает» букву и говорит, для какого она подойдет. М — для мамы, Б — для бабушки, О — для сестры Оли.

Учим буквы и играем в куклы

Дети часто просят с ними поиграть. Вот вам и повод! У кукол праздник. Какие подарки им принести? Кукле Кате — Кофточку и Конфеты, а кукле Тане — Туфельки и Торт. А можно отвозить машинки в гаражи с соответствующими буквами.

Семейная трапеза

И снова про еду. Устройте семейный обед или ужин. Пусть ребенок поможет накрывать на стол. Как украсить блюда для каждого? Выложить едой первые буквы их имени. Или может быть поставить карточки с буквами у каждой тарелки?

В домашних условиях можно найти массу способов выучить алфавит, не прибегая к нужному заучиванию. Если у родителей есть немного свободного времени и желание, он может сотворить настоящие чудеса.

Какой способ обучения вы выберете — решение только ваше. Главное не забывайте хвалить своего ребенка за каждое достижение. Детям очень важно, чтобы родители ценили их успехи. И тогда очень быстро перед вами встанет новый вопрос: как научить ребенка читать?

Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.

Знакомство с алфавитом

Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.

С этой целью можно не только , но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и .

Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.

  • Звуки или буквы?

Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.

При этом важно понимать , что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).

Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.

  • Сразу или постепенно?

Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.


На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.
  • С чего начать?

Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).

  • В какое время проводить занятия?

Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.

Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.

  • Кнут или пряник?

Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.

Чтобы мотивировать ученика , повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.

Методы изучения алфавита

Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).

Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:

  • Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
  • Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
  • Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
  • Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
  • Магнитные буквы или кубики , из которых можно будет складывать даже целые слова.
  • Развивающие мультфильмы и видео.
  • Компьютерные игры .

Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации . Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).

Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.

Еще каких-нибудь двадцать лет назад большинство первоклассников, отправляясь в школу, не умели ни читать, ни писать. Сегодняшние дети иные. Они раньше начинают сидеть, ходить и говорить, быстрее растут и развиваются. Маленькие акселераты прекрасно ориентируются в нескончаемом потоке информации, без труда усваивая ее и применяя в жизни. Соответственно, и требования к дошколятам стали намного серьезней: будущий ученик обязан знать счет и уметь читать или хотя бы складывать буквы в слоги и слова. Иначе с первого дня он начнет отставать от сверстников, что пагубно отразится на его самооценке и желании приобретать новые знания. Задача родителей – не допустить развития такого сценария и обучить ребенка алфавиту задолго до школы. Но как и когда познакомить малыша с буквами? Попробуем разобраться.

С какого возраста лучше начинать занятия

У педагогов и родителей до сих пор нет единого мнения на этот счет. Одни, являясь сторонниками раннего развития, настаивают на том, что знакомить ребенка с азбукой нужно с младенческого возраста. Другие утверждают, что обучение грамоте с малых лет – напрасный труд, к тому же лишающий ребенка беззаботного детства.

Классики педагогики вместе с психологами установили, что самый благоприятный возраст для знакомства с буквами алфавита – 5 лет. И это не голословное утверждение. Оно подкреплено длительными научными исследованиями и основано на знании возрастных особенностей детского развития:

  1. У малышей преобладает наглядно-действенный тип мышления. Только к 5 годам мозг начинает полноценно воспринимать абстрактную информацию и знаковые изображения, в том числе буквы.
  2. С рождения до четырех лет ребенок должен получить базовые знания, которыми будет пользоваться всю жизнь. В этот период сознание его направлено исключительно на социализацию и знакомство с окружающим миром. Нет смысла отвлекать малыша и перегружать его мозг дополнительной, сложной и неактуальной в данный момент информацией.
  3. До 5 лет ребенок не может правильно произносить названия некоторых букв из-за несовершенства речевого аппарата. Поэтому существует риск, что он запомнит их некорректное звучание, создав дополнительные трудности при обучении чтению и письму.
  4. Знакомя малыша с буквами, мы, сами того не замечая, делаем упор на развитие левого полушария, отвечающего за восприятие знаков и символов, а правое понемногу начинает отставать. Последствия могут быть самыми непредсказуемыми: ведь эта часть мозга отвечает за творческое, эмоциональное и волевое развитие личности.
  5. Психологи отмечают, что именно в пять лет маленький человек проявляет особое любопытство ко всему новому и способен запоминать массу информации, не прилагая к этому особых усилий.

Важно не забывать, что каждый ребенок – индивидуальность, и процесс усвоения знаний у всех происходит по-разному. Один малыш способен выучивать буквы уже в 3 года, а для другого и к семи это кажется непосильной задачей.

Так что, дорогие родители, ориентируйтесь на способности вашего карапуза. Он сам подскажет вам, что пришла пора учиться, когда начнет четко выговаривать все звуки, спрашивать названия букв и проявлять живой интерес к печатному тексту, рассматривая его будто читая, старательно водя по строчкам пальчиком.

Если малыш быстро утомляется, капризничает, остро реагирует на свои неудачи, а его внимание рассеивается, то уроки желательно отложить еще на некоторое время.

Как лучше проводить занятия

Профессионально донести знания до малыша – непростая задача. Будущие педагоги обучаются этому искусству долгие годы. Если вы хотите, чтобы занятия вызывали у крохи интерес и принесли ему большую пользу – подойдите к процессу ответственно и предварительно ознакомьтесь с золотыми правилами дошкольной методики преподавания:

  1. Академический урок – не для малышей. Преподносите знания ненавязчиво, в игровой форме.
  2. Длительность занятия не должна превышать 10 минут. Далее внимание вашего ученика рассеивается и он перестает усваивать информацию, требуя переключения на другой вид деятельности.
  3. Ни в коем случае не ругайте, не критикуйте малыша, не сравнивайте с другими детьми и не заставляйте заниматься насильно. Возникшие негативные эмоции надолго отобьют у него стремление к обучению.
  4. Не перегружайте малыша информацией. Старайтесь преподнести ее кратко, интересно и доступно.
  5. Разнообразьте задания, используя наглядность, загадки, песенки, стишки и скороговорки.
  6. Будьте дружелюбны и терпеливы, активно включайтесь в игру.
  7. Старайтесь заниматься с ребенком регулярно. Если малыш забыл, как называется буква, изученная накануне, не раздражайтесь и не возмущайтесь. Повторяйте пройденный материал столько раз, сколько того потребует ваш карапуз.

Будьте внимательны к ребенку. При первых признаках усталости или плохого настроения прервите занятие, дав сорванцу возможность побегать и пошалить.

Способы изучения алфавита с детьми

Любое развивающее занятие с ребенком должно быть продумано и тщательно подготовлено, тем более такое серьезное, как изучение азбуки. Ведь заложенными сейчас знаниями малыш будет пользоваться всю свою жизнь. Родителям предстоит заранее рассмотреть существующие приемы и методики преподавания и выбрать из них наиболее приемлемые для своего карапуза.

Знакомимся с буквами и звуками

Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это графическое изображение, которое мы видим, читаем, пишем или печатаем. Классическая методика советует изучать оба понятия параллельно, чтобы облегчить в дальнейшем послоговое чтение.

  • Начните знакомство с простейших гласных а, о, у, и . Покажите ребенку карточку с изображением буквы и пропойте ее сначала сами, затем вместе с малышом.
  • Согласные изучайте не в алфавитном порядке, а по нарастанию сложности. Сначала м, н, п, с, л : они легко произносимы и не похожи на остальные по начертанию. Затем б, в, к, х, т , г . Выговорить их несложно, но легко спутать из-за схожести в написании. Обязательно акцентируйте внимание малыша на этом факте. Буквы д и ж слишком сложны в написании, поэтому приступайте к работе с ними, когда у ребенка уже будет накоплен некоторый багаж знаний и опыта, связанного с грамотой. Шипящие ч, ш, щ и сонорную р лучше заучивать в последнюю очередь, так как их произношение может вызвать некоторые трудности у малыша.
  • Ребенку лучше сразу научиться называть звук, а не алфавитное название буквы: б, а не бэ; м, а не эм. Иначе во время чтения ему будет сложно соединять буквы в слоги.
  • Трудности могут возникнуть с йотированными е, ё, ю, я, в звучании которых явно слышатся два звука. Также сложность в понимании почти всегда вызывают ъ и ь , они вообще не имеют звукового обозначения. Поэтому не спешите показывать их 3-4-летним малышам.
  • Первоначально старайтесь приучать детей к графическим изображениям букв.

Для занятий дома понадобятся любые варианты азбуки (книжки, кубики, наклейки, объемные буквы) и карточки с изображением букв алфавита. Хорошо, если они будут крупными и яркими. При этом гласные можно сделать красными, звонкие согласные – зелеными, глухие – синими, а твердый и мягкий знак – черными.

На одном занятии не показывайте две новые буквы сразу. Постепенность и регулярность – вот синонимы успеха. Повторять и закреплять полученные знания, скорее всего, придется еще не один день.

Помогите малышу: запоминайте с ним каждую вновь изученную букву играя, рисуя или рассказывая стишки. Развесьте карточки с азбукой по всему дому и постоянно мимоходом, обращайте на них внимание ребенка, развивая его зрительную память.

Запаситесь терпением и упорством: ваши усилия в конечном итоге обязательно будут вознаграждены.

Учимся играя

Чтобы знания давались детям легко и сохранялись в памяти как можно дольше, преподносить их нужно в увлекательной, доступной и понятной форме. А таковой для дошкольников является игра. Именно она делает процесс познания интересным ребенку, создает благоприятный эмоциональный фон для усвоения нового материала, помогает малышу проявить способности и поверить в свои силы. Запомнить только что изученные буквы помогут:

  1. Подбор ассоциаций. Детки 2-3 лет пока не в состоянии разложить слово на фонемы или выделить начальный звук в его составе. Поэтому им трудно понять, почему рядом с буквой б изображена именно белочка, а с д – дом. Никаких ассоциаций эти рисунки в сознании ребенка не вызывают. Но если букву «оживить», то яркий образ легко и надолго отложится в детской памяти. Например, к превратится в кактус, стоит лишь раскрасить ее в зеленый цвет и дорисовать колючки и яркий горшок. Ф , если присмотреться, очень напоминает человечка, поставившего руки на пояс, а лежащая на боку у – самолетик, который летит и гудит: «У-у-у-у-у». Заучивание коротких четверостиший сделают запоминание еще более быстрым: «Б – как толстый бегемот, у него большой живот».
  2. Рисование – любимое занятие дошколят. Так почему бы не использовать его для знакомства с алфавитом? На начальном этапе предложите малышу несколько раз обвести готовую букву цветными мелками, карандашами или фломастерами. Распечатайте контур на принтере: он послужит основой, которую можно раскрасить или нарядить, приклеив бумажные детали, цветные стеклышки, пуговицы или элементы, слепленные из пластилина. Малыш постарше может нарисовать буквы самостоятельно в альбоме, прописи и даже на манной крупе, насыпанной на плоское блюдо. Зимой можно тренироваться, выводя строчки на снегу, а во время летней прогулки – на песке. В процессе таких игр задействуются не только зрительные, но и тактильные анализаторы, а также мелкая моторика, что способствует надежному закреплению новой информации в памяти ребенка.
  3. Сборка пазлов – очень увлекательное занятие, уровень сложности которого можно регулировать. На ознакомительном этапе дети с удовольствием собирают изображение буквы, соединяя несколько разрозненных частей. А, научившись слышать и выделять отдельные звуки в составе слова, ребята с увлечением подбирают к буквам картинки-ассоциации. Подобные развивающие игры можно купить в магазине, например, «Живую азбуку» Юлии Таракановой, или сделать самим, распечатав буквы на принтере, наклеив изображение на плотный картон и разрезав его на несколько произвольных частей.
  4. также помогают обучить алфавиту. На современном рынке детских развивающих товаров они представлены в большом ассортименте: всевозможные домино, лото, ходилки, искалки, запоминалки. Слушая, сопоставляя и расставляя фишки, ребенок учится запоминать, анализировать и называть звуки и буквы. К примеру, игра «Живая азбука» от издательства «Новое поколение» тренирует фонематический слух и память. Малыш, бросив кубик и попав на клетку с определенной буквой, должен найти и положить на соседний квадрат карточку с животным, название которого начинается с той же буквы. Всем известную «Мемори» легко сделать своими руками: на 12 карточек нанесите шесть пар букв. Разложите их вразброс в 3 ряда, дайте малышу несколько секунд на запоминание, а затем переверните рубашкой кверху. Задача ученика – указать места, где расположены одинаковые элементы.
  5. Использование букв в качестве игрушек. У детей младшего возраста преобладает конкретно-образное мышление. Поэтому, трогая ручками, крутя, гладя и используя в игре буквы, изготовленные из бумаги, дерева, пластика или ткани, малыш легко запоминает их очертания и названия. В качестве игрушек могут быть использованы кубики с алфавитом, мягкие подушки в форме букв, деревянная или , говорящий или музыкальный обучающий плакат.
  6. Игры с магнитной азбукой. Количество букв, входящих в комплект, позволяет не только изучать алфавит, но и составлять слоги, слова и даже короткие предложения. Следовательно, такой набор будет востребован и в начальной школе. Крепятся детали на магнитную доску. Вариантов заданий очень много: от простого поиска букв и «расселения» их в домики-контуры до составления слов и предложений.

Выбирать упражнения стоит, ориентируясь на возраст, тип темперамента и интересы малыша, а использовать их – ненавязчиво и максимально естественно, в ходе ежедневного общения. Так кроха без усилий будет получать ценные знания, которые станут базой для дальнейшего обучения грамоте.

Авторские методики

Сегодня педагоги и психологи уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка, стремясь как можно раньше открыть потенциал, заложенный в маленького гения природой. Поэтому наряду с классической методикой обучения буквам алфавита появляется множество авторских. Каждая из них по-своему интересна, имеет свои плюсы и минусы. Давайте познакомимся с самыми популярными.

  1. – американский профессор, врач, долгое время занимавшийся восстановлением детей с разными повреждениями головного мозга. Изучая потенциал детского организма, он пришел к выводу, что физическое состояние ребенка напрямую связано с уровнем его интеллектуального развития. Чем раньше мы начнем обучение, тем больше шансов вырастить здорового малыша. По его методике, уже в три месяца, как только младенец начинает фокусировать взгляд и сосредотачиваться на предметах, ему в течение 2-3 секунд три раза в день показывают по 5 карточек с написанными несложными и знакомыми словами: «мама», «папа», «кот». Отдельные буквы и слоги не рассматриваются. Кроха, воспринимающий информацию при помощи слуховых и зрительных анализаторов, запоминает ее механически, а позже мозг перерабатывает и систематизирует ее. Затем заменяют одну из карточек и демонстрируют все в новой последовательности. По мере взросления малыша текст усложняется, появляются словосочетания и даже целые предложения. Нужно отметить, что не все педагоги и психологи поддерживают эту методику, считая ее основным недостатком тот факт, что ребенок запоминает картинку, изображение слова, не зная букв и не умея провести звуковой анализ.
  2. Известный утверждает, что самая маленькая составляющая речи – склад. Это однократное напряжение мускулов речевого аппарата во время говорения. Он может состоять из одной буквы, сочетания согласной с гласной или согласной с твердым или мягким знаком. Знакомство с азбукой Зайцев рекомендует начинать в 3 года и именно с этих единиц. Они изображены на объемных таблицах и гранях обучающих кубиков разного цвета и размера. В каждом из них есть характерный наполнитель, позволяющий различать звуки. Гласные звучат как колокольчик, глухие согласные – как деревянные палочки, звонкие – как металлические крышки. Ребенок лучше запомнит склады, если будет пропевать их, глядя на кубик или таблицу. Постепенно, освоив все 246 вариантов, он начнет без труда читать их повсюду и соединять в слова.
  3. Преподаватель с большим стажем Евгений Чаплыгин также уверен, что обучать грамоте нужно с трех лет. Именно в этом возрасте малыш начинает достаточно внятно говорить, активно мыслить, воспринимать абстрактную информацию. Методист утверждает, что упор стоит делать не на отдельные буквы, а на слоги. Изучают их при помощи попарно соединенных динамических кубиков. Вращая грани, на которых нанесены буквы и символы, ребенок составляет разные слоги, запоминает их и учится произносить.
  4. Итальянский педагог говорит, что при знакомстве с алфавитом нужно задействовать зрительные, слуховые, тактильные и двигательные анализаторы одновременно. После того, как вы показали новую букву ребенку, произнесли звук, который она обозначает, малыш должен обязательно изучить ее руками: покрутить и потрогать. Ведь на ощупь дети запоминают лучше, чем визуально. Поэтому педагог советует во время занятий использовать наборы шершавых букв, а также рисование на песке. Придумайте про каждую букву занимательную историю, а после этого обязательно потренируйте написание нового элемента.
  5. Елена Бахтина предлагает для изучения азбуки ассоциативный метод запоминания, используя для этого рисунки, звуковую схожесть или краткие истории про буквы. К примеру, а кричит как младенец: «А-а-а-а»; е и ё — две сестрички, только «у первой глазки закрыты, а у второй – наоборот».

Выбрать среди множества методик ту единственную, которая идеально подойдет вашему малышу, совсем не просто. Скорее всего, помогут отзывы, оставленные опытными родителями.

Алена, мама Иришки, 1 год 8 месяцев . Заказала набор Гленна Домана «Чтение с пеленок». В нем 800 разноцветных карточек, книга с методическими рекомендациями и диск с обучающим видео, а также дополнительный набор Baby с английской лексикой, иллюстрациями и транскрипцией. Методика предполагает 4 ступени обучения: знакомство со словами, словосочетаниями, простыми и распространенными предложениями. Пока находимся на 2 этапе. Чтобы ребенок не потерял интерес, стараюсь разнообразить занятия: мы прыгаем по карточкам, озвучивая их, «летаем» на самолетике, приземляясь на определенную «площадку», развешиваем таблички по всей квартире. Интересно, но некоторые слова Иришка действительно уже запомнила и безошибочно приносит их по просьбе меня или бабушки. Считаю, что методика даст отличные результаты при условии регулярности занятий.

Софья, 32 года . У нас новость: трехлетний сыночек Павлушка за неделю выучил буквы. Все благодаря книге «Букварь для малышей от двух до пяти» Елены Бахтиной. Очень правильная оказалась книжица. Принесла массу положительных эмоций. Как хохотал Пашка, когда узнал, что п похожа на папины ноги, как старательно показывал всем язычок, как у э . Понравилась идея с камнем и перышком для твердого и мягкого знака. Запомнил все легко, без усилий, благодаря ярким и веселым иллюстрациям. Правда, до сих пор путает е и ё , но это не беда. Попытаемся читать слоги.

Учиться помогает компьютер

Родители, наслышанные о вредном влиянии компьютера на неокрепшую детскую психику, всеми силами стараются оградить своё чадо от «адской машины». И совершенно напрасно. Разумное задействование техники принесет большую пользу, делая процесс обучения ярче, эмоциональнее и увлекательнее. Играя, ваш ребенок легко запомнит алфавит, начнет читать самостоятельно, а при желании даже изучит основы любого иностранного языка. А помогут ему специальные развивающие программы, созданные с учетом возрастных особенностей и интересов малышей:


Врачи говорят о том, что малыш может играть на компьютере уже с трех лет, но при одном жестком условии: продолжительность этих занятий у дошкольников не должна превышать полчаса в день. А через 15 минут стоит ненадолго прервать занятие и сделать зарядку для уставших глазок.

Нестандартные способы изучения азбуки

Родителям совсем не обязательно придерживаться общеизвестных классических приемов знакомства с алфавитом. Игры можно придумать, ориентируясь на интересы, желания и любимые занятия вашего неповторимого чада. Изучать буквы можно самыми нестандартными способами:


Интересно, что изучать азбуку можно даже во время подвижных игр, что, несомненно, придется по душе начинающим ученикам. Для этого нужно развесить на стенах разноцветные таблички и дать малышу команду «Беги к букве м , а теперь к у ». Если детей несколько, то можно устроить настоящие спортивные соревнования с призами, и, будьте уверены, эти знания точно останутся в памяти вашего ученика.

Малыш не желает учить буквы

Если ребенок здоров, растет и развивается в соответствии с возрастными нормами, но никак не хочет запоминать алфавит, паниковать не стоит. Скорее всего, вы неумело подошли к организации процесса обучения:

  • слишком рано начали знакомить малыша с буквами;
  • не приняли во внимание индивидуальные особенности ребенка;
  • перегружаете кроху излишней информацией;
  • не учитываете настроение и состояние малыша, заставляете его заниматься насильно;
  • подобрали неинтересные задания и пособия;
  • кричите, нервничаете или наказываете ребенка за ошибки.

В таких случаях стоит на время отложить обучение или коренным образом перестроить занятия.

Психологи бьют тревогу, когда при систематической упорной работе ребенок не запоминает и путает букву, не узнавая ее среди других. Такие трудности могут быть связаны с задержкой психического и речевого развития и требовать немедленного обращения к неврологу. У истока проблемы может стоять родовая травма, сопровождающаяся нарушением кровоснабжения в шейном отделе. Она долгое время никак не дает о себе знать и проявляется как раз к 6-7 годам, сопровождаясь такими неочевидными симптомами, как негативизм, плаксивость, частые головные боли.

Учет возрастных особенностей при знакомстве с буквами

Большинство популярных ныне методик раннего развития предлагают начать обучение алфавиту с 3 лет. Почему речь идет именно об этом возрасте? Все очень просто: ребенок преодолевает первый значимый рубеж и из младенца превращается в дошкольника. Он не просто растет и меняется внешне, прогрессирует его речь, мышление, восприятие, осознание собственного «я». Приоритет получают базовые знания, которые позволяют изучить окружающий мир и заложить основу интеллектуального развития.

Знакомить с буквами, а точнее звуками, таких малышей можно только в игре и очень ненавязчиво.

  • Кроха уже знает, какие звуки издает собачка или кошечка, а теперь расскажите ему, как «говорит» буква: «М-м-м» или «А-а-а».
  • Стихи и песенки сделают занятия эмоциональнее и интереснее.
  • Не забывайте, что мышление у малыша – наглядно-образное, поэтому потребуется много наглядности: картинок, игрушек, книжек.
  • Не помешают и упражнения, развивающие мелкую моторику, поэтому рисуем, раскрашиваем, конструируем буквы из подручного материала.
  • Трехлетки – ужасные непоседы и с радостью участвуют в подвижных обучающих играх.

Научить ребенка алфавиту в 4-5 лет проще . Ведь к этому времени мозг малыша уже готов воспринимать и анализировать даже абстрактную информацию, поэтому занятия можно усложнить, используя различные вспомогательные средства:

  • компьютерные и настольные игры;
  • кубики с буквами (в том числе Зайцева и Чаплыгина);
  • пазлы;
  • магнитную азбуку.

Внимание детишек становится более устойчивым, поэтому можно использовать игры с поиском букв и даже их написанием.

В 6-7 лет изучение алфавита – это уже не развлечение, а необходимая серьезная работа, подготавливающая к школе. Занятия становятся серьезнее, появляются элементы классического урока: буквари, азбуки и прописи. Их цель – не только познакомить с азами грамоты, но и постепенно приучить малыша к совсем иной форме организации времени. Но игровых моментов никто не отменял, поэтому конструируйте буквы, придумывайте про них занимательные истории, пойте песенки, смотрите мультфильмы.

Чтобы хотеть заниматься, ребенку нужна спокойная и доброжелательная домашняя атмосфера, а папа и мама должны быть не строгими сторонними наблюдателями, а активными участниками игр малыша.

В настоящее время дети при поступлении в школу уже хорошо знают буквы и имеют начальные навыки чтения. Если 20 лет назад это было редкостью, то сейчас дошкольная программа в саду построена таким образом, что первые навыки чтения и письма должны быть получены уже в 5 лет. При этом перед молодыми родителями часто встает проблема: как построить занятия с детьми, чтобы они быстро смогли выучить алфавит?

Основные правила обучения

Родителям, которые хотят помочь своим детям, важно знать основные правила для построения занятий:

  1. Заставить что-либо выучить невозможно, обучение действенно, если оно приносит удовольствие.
  2. Уроки с детьми должны быть регулярными. Только так вы сможете постепенно помочь малышам узнать новую информацию и закрепить ее в памяти.
  3. Тщательно продумайте форму, в которой вами будет преподноситься алфавит. Она должна быть легкой и доступной.

Выучить с ребенком алфавит непросто, важно понимать своего малыша и уметь прислушиваться к его желаниям. Хорошо, если процесс обучения будет простроен на увлечениях детей. Например, если ваш малыш любит смотреть мультфильмы, то подберите обучающий материал в этой форме с любимыми героями. Мультипликационные ролики несложно найти в Сети и показывать их онлайн. Для любителей сказок придумайте занимательные истории о буквах.

  1. Помните, что занятие с пятилетним ребенком не может превышать 30 минут, при этом должно быть ему интересным.
  2. Мотивируйте малыша нематериальными предметами. Нельзя в качестве поощрения предлагать шоколад, новые игрушки и деньги.
  3. Уроки должны быть разнообразными. Например, если вы использовали кубики, то в следующий раз достаньте карточки или азбуку.
  4. Во время чтения книг обращайте внимание малыша на заглавные буквы и просите их прочитать самостоятельно. На прогулке желательно читать вывески или проговаривать буквенную часть номеров автомобилей.
  5. Добавьте тактильные ощущения. Для этого подготовьте алфавит из цветной бумаги и периодически добавляйте в занятие изготовление аппликаций. Давайте детям потрогать буквы в виде магнитов. Это поможет ощутить их форму.
  6. Сначала нужно выучить все гласные, а потом согласные.

Обратите внимание на свое произношение, важно, чтобы каждую букву вы проговаривали в виде звуков правильно и четко. Обязательно подготовьте следующие материалы:

  • магнитную доску с азбукой;
  • кубики с буквами и изображениями;
  • карточки с крупно написанными буквами;
  • плакаты;
  • лото;
  • букварь
  • тематические раскраски и прописи;
  • книжки, где словами написаны слогами (для продолжения изучения).

Дополнительная визуализация помогает не только привлечь внимание, но и нужна, чтобы быстро усвоить новую информацию.

Используем карточки

В каждом книжном магазине вы можете приобрести карточки с буквами и изображениями. Они являются одним из самых доступных способов выучить отдельные буквы. Разделите карточки на несколько групп. Начинайте обучение с трех букв, а когда ребенок хорошо их запомнит, добавляйте следующие. Обратите внимание на способности своего малыша, если алфавит дается ему легко, то неплохо изучать с ним разом по 6 букв.

Карточки желательно изготовить самостоятельно, если у вас есть принтер. Сделайте коллажи на листе А4 с большой яркой буквой и подходящими к ней изображениями. В этом случае вы можете выбрать картинки, которые точно заинтересуют именно вашего ребенка.

После занятия не убирайте карточки, а разместите их в детской комнате. Для этого можно использовать магнитную доску, а если у вас ее нет, то прищепками прикрепите изображения к шторе.

Как выбрать подходящую азбуку

Никто не знает ребенка лучше, чем его родители, поэтому покупать обучающие книги стоит самостоятельно. Зайдите в ближайший книжный магазин и ознакомьтесь с ассортиментом. Сейчас выпускают самые разнообразные варианты книг для детей, помогающие им быстро изучить алфавит.

  1. Если ваш малыш склонен к музыке, то приобретите озвученное пособие. Обязательно проверьте книгу перед покупкой. Важно, чтобы звучание ее было чистым и не искаженным. Если ваша задача выучить английский алфавит, то купите книгу с тематической песенкой.
  2. Для мальчиков, которые являются поклонниками автомобилей, сейчас выпускают буквари с тематическими картинками. В этом случае хобби обеспечит повышенный интерес к обучению.
  3. Для запоминания неплохо приобрести азбуку в стихах. Лучше всего выбирать проверенных временем авторов, например, хорошие тематические стихи у Бориса Заходера и Самуила Маршака.
  4. Для детей, любящих рисовать, оптимальным выбором будет раскраска. После того как малыш достаточно неплохо запомнил очередную букву, предложите ему окрасить ее ярким цветом. До этого времени раскрашивайте с ребенком вспомогательные картинки.

Ежегодно издательства выпускают новые книги, которые ориентированы на детей с разными вкусами и увлечениями, поэтому выбрать хорошую азбуку, подходящую вашему малышу, несложно.