Мария Абер15 уроков Лиз Бурбо. Исцели травмы, которые мешают тебе быть счастливым, любимым и богатым. Травма Отвергнутого (маска Беглеца)

Как появляется Беглец?

Травма Отвергнутого формируется в первые два года жизни. Вообще, все пять травм формируются в возрасте от двух до пяти лет, если вывести за скобки теорию реинкарнации и привести описываемые Лиз Бурбо процессы к более реалистичной основе, которую свободно можно наблюдать в жизненных ситуациях семей с детьми этого возраста.
Когда мы говорим о возрасте до года - мы говорим о возрасте, в котором любая ситуация рассматривается как ситуация достаточного или недостаточного доверия к среде, чтобы жить.
Проблема Отверженного, о которой Лиз Бурбо говорит, связана с тем, что ребенок не в состоянии понять, что происходит вокруг него. Детка только чувствует, что ситуация не та, в ней неудобно и неприятно находиться, а поддержки от родителей ей не хватает.

В чем суть травмы?
Травма Беглеца - это ситуация, в которой человек не испытывает к среде, в которой он находится, достаточного доверия, чтобы жить комфортно. Причем это недоверие он испытывает постоянно. "Мне нормально, когда меня нет", - думает он, пытаясь спрятаться от мира.
"Нормально" здесь значит то, что вероятность увеличения привычного уровня дискомфорта сведена к минимуму.

Как убегает Отвергнутый?
Вовсе не обязательно это будет связано с той маской, которую Лиз Бурбо описывает, так ориентироваться дословно на внешнее описание не стоит. Травма проявляется в поведении, она может быть заметна в бытовых или социальных привычках. Особенно ярко может быть видно в привычных речевых формах. "Не обращайте на меня внимания", "я уже ушел", "я ничего, я так".">

Попробуйте неожиданно спросить Беглеца:
– Как ты себя чувствуешь?
– Никак, - скорее всего, ответит он.

Как это "никак"? Ведь мы все не бесплотны, и в теле постоянно присутствуют какие-то ощущения, в рамках от комфорта до боли. И взрослый человек, если только он жив (и если это не Беглец) способен понять, как он себя чувствует и найти слова для описания. А Беглец? А он действительно себя никак не чувствует, он с телом созванивается по большим праздникам.
Еще один стандартный для Беглеца ответ на простой бытовой вопрос:
– Что ты хочешь?
- Ничего, – традиционно отвечает он.

Еще бы, черт возьми, он чего-нибудь хотел, кто бы его этому научил. Особенно они хороши в момент выбора чего-нибудь.
– Что ты будешь?
- Ничего.

Можно усложнить задачу:
– Тебе мороженое с вареньем или с орехами?"
– ...

В ответ на подобный «сверхсложный» вопрос Беглец может уйти в себя и не вернуться.

Почему доверие в возрасте до года играет такую значимую роль?
Тяжелый текст о восьми возрастах здесь.

Лиз Бурбо

17.10.2005 | Посетителей: 223117

Посмотрим в словарях, что означают слова "отвергнуть", "отвергнутый". Словари дают несколько синонимических определений: оттолкнуть; отстранить, отказаться; не терпеть; не допускать; выставить.

Нередко люди с трудом улавливают различие между двумя понятиями – "отвергнуть" и "покинуть". Покинуть кого-то означает удалиться от него ради кого-то или чего-то другого. Отвергнуть же – значит оттолкнуть, не желать видеть рядом с собой и в своей жизни. Отвергающий использует выражение: "Я не хочу", а тот, кто покидает, говорит: "Я не могу".

Быть отвергнутым – очень глубокая травма; отвергнутый чувствует ее как отказ от самой его сущности, как отрицание его права на существование. Из всех пяти травм чувство отвергнутого проявляется первым, а это означает, что и причина подобной травмы в жизни личности возникает раньше других. Душа, вернувшаяся на Землю с целью излечения этой травмы, оказывается отвергнутой с самого момента рождения, а во многих случаях – даже раньше.

Подходящий пример – нежеланный ребенок, появившийся на свет по случайности". Если душа этого младенца не справилась с переживанием отвергнутой, то есть не сумела остаться сама собой и пребывать в благополучии, несмотря на неприятие, то он неминуемо будет переживать состояние отвергнутого. Яркий случай – ребенок не того пола. Существует и масса других причин, по которым родитель отвергает своего ребенка; нам же здесь очень важно понять, что только те души, которым необходимо пережить опыт отвергнутых, привлекаются к родителю или родителям определенного типа: эти родители неминуемо отвергнут своего ребенка.

Очень часто бывает и так, что родитель не имеет намерения отвергать ребенка, тем не менее ребенок чувствует себя отвергнутым по каждому, даже мелкому поводу – после обидного замечания, или когда кто-то из родителей переживает гнев, нетерпение и т.п. Если рана не залечена, ее очень легко разбередить. Человек, чувствующий себя отвергнутым, необъективен. Все события он интерпретирует через фильтры своей травмы, и чувство, что он отвергнут, лишь обостряется, хотя, возможно, и не соответствует действительности.

С того самого дня, когда младенец почувствовал себя отвергнутым, он начинает вырабатывать маску БЕГЛЕЦА . Мне много раз приходилось наблюдать и лечить регрессии в зародышевое состояние, и я убедилась, что человек с травмой отвергнутого еще в утробе матери ощущает себя очень маленьким, старается занимать там как можно меньше места, а еще у него постоянно бывает ощущение темноты, мрака. Это подтвердило мою догадку о том, что маска беглеца может начать формироваться еще до рождения.

Я прошу тебя заметить, что отныне и до конца книги я буду употреблять термин "беглец" для обозначения личности, страдающей комплексом отвергнутого. Маска беглеца – это еще одна, новая личность, характер, развивающийся как средство уклонения от страданий отвергнутого.

Эта маска проявляется физически в виде ускользающего телосложения, то есть тела (или части тела), которое как будто хочет исчезнуть. Узкое, сжатое, оно словно специально сконструировано так, чтобы легче было ускользнуть, занимать поменьше пространства, не быть видимым среди других. Это тело не хочет занимать много места, оно принимает образ убегающего, ускользающего и всю свою жизнь стремится занять как можно меньше пространства . Когда видишь человека, похожего на бесплотный призрак – "кожа да кости", – можно с высокой степенью уверенности ожидать, что он страдает от глубокой травмы отвергнутого существа.

Беглец – это личность, которая сомневается в своем праве на существование; кажется даже, что она не полностью воплотилась. Поэтому ее тело производит впечатление незавершенного, неукомплектованного, состоящего из плохо прилаженных друг к другу фрагментов. Левая сторона лица, например, может заметно отличаться от правой, причем это видно невооруженным глазом, нет нужды и проверять с помощью линейки. Припомни, кстати, много ли ты видел людей с идеально симметричными сторонами тела?

Когда я говорю о "неукомплектованном" теле, то имею в виду те участки тела, где как бы не хватает целых кусков (ягодицы, груди, подбородок, лодыжки намного меньше икр, впадины в области спины, грудной клетки, живота и т.п.).

Увидев, как держится такой человек (плечи сдвинуты вперед, руки обычно прижаты к корпусу и т.п.), мы говорим, что его тело скрючено. Создается впечатление, что что-то блокирует рост тела или отдельных его частей; или как будто одни части тела отличаются от других по возрасту; а некоторые люди вообще выглядят как взрослые в детском теле.

Деформированное тело, вызывающее жалость, красноречиво говорит о том, что этот человек носит в себе травму отвергнутого. Прежде чем родиться, его душа сама выбрала это тело, чтобы поставить себя в ситуацию, способствующую преодолению этой травмы.

Характерной особенностью беглеца являются маленькие лицо и глаза. Глаза кажутся пустыми или отсутствующими, потому что личность с такой травмой склонна при любой возможности уходить в свой мир или "улетать на Луну" (в астрал). Нередко эти глаза наполнены страхом. Наблюдая за лицом беглеца, ты можешь буквально почувствовать на нем маску, особенно на глазах. Ему и самому часто представляется, будто он смотрит на мир сквозь маску. Некоторые беглецы признавались мне, что ощущение маски на лице у них иногда не проходит целый день, у других же оно длится по нескольку минут. Не так уж важно, сколько оно длится; важно то, что это их способ не присутствовать в том, что происходит вокруг.

Не присутствовать, чтобы не страдать.

Наличие всех перечисленных признаков указывает на то, что травма отвергнутого очень глубока, значительно глубже, чем у человека с единственным признаком – например, только с глазами беглеца. Если телу присуща, скажем, половина признаков беглеца, то можно предположить, что этот человек носит защитную маску не все время, а около половины. Это может относиться, например, к человеку с достаточно большим телом, но маленьким лицом и маленькими глазами беглеца или к человеку с большим телом и очень короткими лодыжками. Если наблюдаются не все признаки отвергнутого, значит, и травма не столь глубока.

Носить маску – не быть самим собой. Еще в детстве мы вырабатываем не свою манеру поведения, считая, что она защитит нас. Первой реакцией человеческого существа, почувствовавшего себя отвергнутым, является желание убежать, ускользнуть, исчезнуть. Ребенок, который чувствует себя отвергнутым и создает маску беглеца, обычно живет в воображаемом мире. По этой причине он чаще всего бывает умным, благоразумным, тихим и не создает проблем.

В одиночестве тешится он своим воображаемым миром и строит воздушные замки. Он может даже считать, что его родители не настоящие, что они перепутали новорожденных в больнице. Такие дети изобретают множество способов убежать из дому; один из них – выраженное желание идти в школу. Однако придя в школу и чувствуя себя отвергнутыми и там (или отвергая самих себя), они отправляются в собственный мир, "на Луну". Одна женщина рассказала мне, что в школе чувствовала себя "туристкой".

С другой стороны, ребенок такого склада хочет, чтобы его заметили, хотя и не уверен в своем праве на существование. Я вспоминаю одну девчушку, которая спряталась за шкаф в тот самый момент, когда ее родители встречали гостей на пороге дома. Когда заметили, что ребенка нет, все бросились ее искать. Она не выходила из своего убежища, хотя хорошо слышала, как нарастает тревога взрослых. Она говорила себе: "Я хочу, чтобы они меня нашли. Я хочу, чтобы они поняли, что я существую". Эта девочка была настолько не уверена в своем праве на существование, что устраивала ситуации, которые могли бы это право подтвердить.

Поскольку размеры тела такого ребенка меньше средних и он нередко напоминает куклу или некое хрупкое и беззащитное существо, то мать излишне опекает его; а он привыкает к тому, что все постоянно говорят: он слишком мал для этого, он слишком слаб для того и т.п. Ребенок начинает настолько сам верить в это, что его тело действительно становится маленьким. По этой причине "быть любимым" для него означает что-то удушливое. Впоследствии, когда кто-то полюбит его, его первым побуждением будет отвергнуть эту любовь или убежать, потому что в нем все еще будет гнездиться страх удушья. Чрезмерно опекаемый ребенок чувствует себя отвергнутым, чувствует, что его не принимают таким, какой он есть. Пытаясь как-нибудь возместить его малость и хрупкость, близкие стараются все делать и даже думать за него; но и тогда, вместо того чтобы чувствовать себя любимым, ребенок чувствует себя отвергнутым в своих способностях.

Беглец предпочитает не привязываться к материальным вещам, ибо они могут помешать ему убегать когда и куда вздумается. Кажется, будто он и вправду смотрит на все материальное сверху вниз. Он спрашивает себя, что он делает на этой планете; ему очень трудно поверить, что он может быть счастлив здесь. Особенно привлекает его все то, что связано с духом, а также интеллектуальный мир. Он редко пользуется материальными вещами для удовольствия, полагая такое удовольствие поверхностным. Одна молодая женщина сказала мне, что не любит бывать в магазинах. Она делает это лишь затем, чтобы почувствовать себя живой. Беглец признает, что деньги необходимы, но радости они ему не приносят.

Отстраненность беглеца от материальных вещей становится причиной затруднений в его сексуальной жизни. Он готов поверить, что сексуальность противоречит духовности. Многие беглецы-женщины говорили мне, что считают секс бездуховным явлением, особенно после того, как стали матерями. Некоторым даже удавалось так настроить супруга, что тот не желал физической близости с ними в продолжение всего срока беременности.

Беглецам бывает очень трудно понять, что они могут и вправе иметь такие же сексуальные потребности, как и всякий нормальный человек. Они тяготеют к ситуациям, в которых оказываются отвергнутыми в сексуальном плане – либо сами себе отказывают в сексуальной жизни.

Травма отверженности переживается с родителем своего пола.

Если ты узнаешь себя в описании человека, который чувствует себя отвергнутым, это означает, что ты пережил такое же чувство по отношению к родителю одного с тобой пола. Именно этот родитель первым бередит уже существующую рану. И тогда вполне нормальными и человеческими становятся неприятие и нелюбовь по отношению к этому родителю, вплоть до ненависти.

Роль родителя одного с нами пола заключается в том, чтобы научить нас любить – любить себя и давать любовь. Родитель противоположного пола должен научить позволять любить себя и принимать любовь .

Не принимая родителя, мы столь же естественно решаем не использовать его как модель. Если ты видишь, что это и твоя травма, то знай, что именно этим неприятием объясняются твои трудности: будучи одного пола с нелюбимым родителем, ты не можешь принять себя и любить себя.

Беглец не верит в свою ценность, он сам не ставит себя ни во что. И по этой причине использует все средства, чтобы стать совершенным и обрести ценность как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Слово "НИКТО" – излюбленное в его словаре, причем с одинаковым успехом он применяет его и к себе, и к другим:

  • "Мой начальник сказал, что я никто, пришлось уйти".
  • "В хозяйственных вопросах моя мать никто".
  • "Мой отец – просто никто в отношениях с моей мамой. Таким же оказался и мой супруг; я не осуждаю его за то, что он ушел от меня".

В Квебеке предпочитают слово "НИЧТО":

  • "Я знаю, что я ничто, другие интереснее меня".
  • "Что бы я ни делал, это ничего не дает, все равно каждый раз приходится начинать сначала".
  • "Я ничего, ничего... делай так, как ты хочешь".

Один мужчина-беглец признался на семинаре, что чувствует себя ничтожеством и бездельником перед отцом. "Когда он говорит со мной, я раздавлен. Если и способен думать, то только о том, как бы ускользнуть от него; куда деваются все мои аргументы и самообладание. Одно лишь его присутствие угнетает меня". Женщина-беглец рассказывала мне, как в шестнадцатилетнем возрасте она решила, что отныне мать для нее ничто после того как мать заявила, что лучше бы у нее не было такой дочери, лучше бы она исчезла, хоть бы и умерла. Избегая страдания, дочь с тех пор полностью отстранилась от матери.

Интересно отметить, что бегство ребенка, чувствующего себя отвергнутым, поощряет преимущественно родитель одного с ним пола. Чаще всего в рассказах об уходе детей из дому мне приходится слышать фразу родителя: "Уходишь? Очень хорошо, здесь станет свободнее". Ребенок, конечно, еще болезненнее чувствует свою отверженность и еще сильнее злится на родителя. Подобного рода ситуация легко возникает с родителем, который и сам страдает от такой же травмы. Он поощряет уход, потому что это средство ему хорошо знакомо, даже если он этого не осознает.

Заметное место в словаре беглеца занимают также слова "не существует", "несуществующий". Например, на вопросы: "Как у тебя с сексом" или "Какие у тебя отношения с таким-то человеком?" он отвечает: "Их не существует", тогда как большинство людей ответят просто, что дела идут неважно или что отношения не складываются.

Беглец любит также слова исчезать, пропадать. Он может сказать: "Мой отец обращается с мамой как с проституткой... Мне хотелось бы исчезнуть" или "Хоть бы мои родители пропали!"

Беглец ищет одиночества, уединения, потому что боится внимания окружающих – он не знает, как при этом себя вести, ему кажется, что его существование слишком заметно. И в семье, и в любой группе людей он тушуется. Он считает, что должен терпеть до конца самые неприятные ситуации, словно у него нет права дать отпор; во всяком случае, он не видит вариантов спасения. Вот пример: девочка просит маму помочь разобраться с уроками и слышит в ответ: "Ступай к папе. Ты разве не видишь, что я занята, а ему нечего делать?" Первой реакцией отвергнутого ребенка будет мысль: "Ну вот, опять я была недостаточно учтивой, и поэтому мама отказалась мне помочь", а затем девочка пойдет искать тихий уголок, где сможет спрятаться от всех.

У беглеца обычно очень мало друзей в школе, а впоследствии – и на работе. Его считают замкнутым и оставляют в покое. Чем сильнее он себя изолирует, тем более невидимым кажется. Он попадает в порочный круг: чувствуя себя отвергнутым, он надевает маску беглеца, чтобы не страдать; он настолько стушевывается, что другие перестают замечать его; он становится все более одиноким, что дает ему еще больше оснований чувствовать себя отвергнутым.

А сейчас я опишу тебе ситуацию, которая много раз повторялась в самом конце моих семинаров, в тот момент, когда каждый рассказывает, чем помог ему семинар. С большим удивлением обнаруживаю я присутствие личности, которой не замечала на протяжении двухдневного семинара! Я спрашиваю себя: "Но где же она пряталась все это время?" Потом я вижу, что у нее тело беглеца, что она устроилась так, чтобы не говорить и не задавать вопросов в течение всего семинара, и что сидела она все время позади других, стараясь не быть на виду. Когда я говорю таким участникам, что они излишне застенчивы, они отвечают почти неизменно, что им нечего сказать интересного, поэтому они и не говорили.

Действительно, беглец обычно говорит мало. Иногда он может заговорить, и говорит много – он пытается утвердить свою значимость; в этом случае окружающие усматривают в его высказываниях гордыню.

У беглеца часто развивается ПРОБЛЕМА КОЖИ – чтобы к нему не прикасались. Кожа – контактный орган, ее вид может привлекать или отталкивать другого человека. Заболевание кожи – это бессознательный способ оградить себя от прикосновений, особенно в тех местах, которые связаны с проблемой. Я не раз слышала от беглецов: "Когда ко мне прикасаются, у меня такое впечатление, словно меня вытаскивают из моего кокона". Рана отвергнутого ноет и заставляет его в конце концов поверить, что если он уйдет в свой мир, то не будет больше страдать, поскольку сам не станет отвергать себя, а другие не смогут его отвергнуть. Поэтому он часто уклоняется от участия в групповой работе, тушуется. Он прячется в свой кокон.

Поэтому же беглец легко и охотно отправляется в астральные путешествия: к сожалению, эти путешествия чаще совершаются бессознательно. Он даже может думать, что это обычное явление и что другие бывают там столь же часто, как и он. В мыслях и идеях беглец постоянно разбросан; иногда от него можно услышать: "Мне нужно собрать себя" – ему кажется, что он состоит из отдельных кусков. Это впечатление особенно характерно для тех, чье тело напоминает конструкцию из разрозненных деталей. Не раз я слышала от беглецов: "Я ощущаю себя так, словно отрезан от других людей. Как будто меня здесь нет". Некоторые говорили мне, что иногда отчетливо чувствуют, как их тело разделяется пополам – как будто невидимая нить перерезает его в талии. У одной моей знакомой эта нить разделяла ее тело на уровне груди. В результате применения техники отрешения, которую я преподаю на одном из моих семинаров, она почувствовала, что верхняя и нижняя части ее тела соединились, и была очень удивлена новым ощущением. Это помогло ей понять, что по-настоящему она не была в своем теле с самого детства. Она никогда не знала, что означает "быть привязанным к земле".

На семинарах я замечаю беглецов, преимущественно женщин, которые любят сидеть на стуле скрестив ноги под собой; кажется, что им было бы удобнее сидеть на земле. Но, так как к земле они почти не прикасаются, им не составляет труда улизнуть. Но они платят деньги, чтобы присутствовать на наших занятиях, и этот факт подтверждает их намерение – или по крайней мере желание некоторой их части – быть здесь, хотя сосредоточиться, "собрать себя", им очень трудно. Поэтому я говорю им, что у них есть выбор – отправиться в астрал и пропустить то, что здесь происходит, или остаться привязанными к своему месту и присутствовать в настоящем.

Как я уже говорила выше, беглец не чувствует ни приятия, ни доброжелательности со стороны родителя одного с ним пола. Это не обязательно означает, что родитель отвергает его. Это его, беглеца, личное чувство. Эта же самая душа могла бы прийти на Землю для того, чтобы изжить травму унижения, и воплотиться у этих же родителей с точно таким же отношением к своему ребенку. С другой стороны, само собой понятно, что беглец склонен переживать опыт отвергнутого больше, чем всякая другая личность – скажем, брат или сестра, – у которой нет этой травмы.

Человек, переживающий страдания отвергнутого, постоянно ищет любви родителя одного с ним пола; он может также переносить свой поиск на других лиц этого же пола. Он будет считать себя существом неполным, пока не завоюет любовь родителя. Он очень чуток к малейшим замечаниям со стороны этого родителя и всегда готов решить, что тот его отвергает. В нем постепенно развивается горечь и озлобление, нередко переходящие в ненависть, – так велико его страдание. Не забывай, что для ненависти требуется очень много любви. Ненависть – это сильная, но разочарованная любовь. Рана отвергнутого столь глубока, что из всех пяти характеров беглец наиболее склонен к ненависти. Он легко минует стадию великой любви, чтобы отдаться великой ненависти. Это и есть показатель сильнейших внутренних страданий.

Что касается родителя противоположного пола, то беглец сам боится отвергнуть его и всячески сдерживает себя в своих действиях и высказываниях по отношению к нему. Из-за своей травмы он не может быть самим собой. Он прибегает к различным уловкам и предосторожностям, чтобы не отвергнуть этого родителя, – он не хочет, чтобы его обвинили в том, что он кого бы то ни было отверг сам. С другой стороны, ему хочется, чтобы родитель одного с ним пола сам заискивал перед ним – это позволяет ему не так остро чувствовать свою отверженность. Он не желает видеть, что его страдания отвергнутого обусловлены внутренней неизжитой травмой, а родитель здесь ни при чем. Если беглец переживает опыт отвергнутого родителем (или другим лицом) противоположного пола, то обвиняет в этом себя самого и сам себя отвергает.

Если ты видишь в себе травму отвергнутого, то для тебя, даже если твой родитель действительно отвергает тебя, очень важно понять и принять следующую мысль: "именно потому, что твоя травма не излечена, ты притягиваешь к себе определенного типа ситуации и определенного родителя". До тех пор пока ты будешь считать, что все твои несчастья происходят по вине других людей, твоя травма не может быть излечена. Как следствие твоей реакции на собственных родителей, у тебя очень легко будет возникать чувство отвергнутого другими людьми твоего пола, и ты всегда будешь бояться сам отвергнуть человека противоположного пола.

Чем глубже травма отвергнутого, тем сильнее притягивает он к себе обстоятельства, в которых оказывается отвергнутым или сам отвергает .

Чем больше беглец отвергает себя, тем сильнее его страх быть отвергнутым. Он постоянно унижает и недооценивает себя. Он часто сравнивает себя с теми, кто в чем-то сильнее его, и таким образом развивает в себе веру в собственную второсортность. Он не замечает того, что в некоторых сферах может превосходить других людей. Он никак не поверит, что кто-то хотел бы подружиться с ним, что кто-то видит в нем супруга, что его могут полюбить по-настоящему. Одна мать рассказывала мне о своих детях: они говорят ей, что любят ее, но она не понимает, за что они ее любят!

Все складывается так, что беглец постоянно живет в неопределенном состоянии: если его избирают, он не верит в это и сам себя отвергает – иногда до такой степени, что, фактически, провоцирует ситуацию; если же его не избирают, то он чувствует себя отвергнутым другими. Один юноша из многодетной семьи рассказал мне, что отец никогда ничего ему не поручал, из чего ребенок сделал категорический вывод, что все остальные дети лучше, чем он. И ничего удивительного в том, что теперь отец всегда выбирает кого-то из них. Образовался порочный круг.

Беглец нередко говорит (или думает), что все его дела и мысли ничего не стоят. Когда на него обращают внимание, он теряется, ему начинает казаться, что он занимает слишком много места. Если он занимает много места, ему кажется, что он кому-то мешает, а значит, будет отвергнут теми, кого побеспокоит. Даже в утробе матери беглец не занимает лишнего места. Он обречен тушеваться до тех пор, пока его травма не будет излечена.

Когда он разговаривает и кто-нибудь перебивает его, он мгновенно воспринимает это как доказательство, что его не стоит слушать, и привычно замолкает. Человек, не отягощенный травмой отвергнутого, в таком случае тоже делает вывод, что неинтересным оказалось его высказывание – но не он сам! Беглецу столь же трудно высказать свое мнение, когда его не спрашивают: ему кажется, что собеседники усмотрят в этом конфронтацию и отвергнут его.

Если у него есть вопрос или просьба к кому-то, но этот человек занят, то он так ничего и не скажет. Он знает, чего хочет, но не решается об этом попросить, считая, что это не настолько важно, чтобы беспокоить других.

Многие женщины рассказывают, что еще в отрочестве перестали доверяться матери из страха не быть понятыми. Они верят, что быть понятой – значит быть любимой. Между тем одно с другим не имеет ничего общего. Любить – это значит принимать другого, даже если не понимаешь его. Из-за этого верования они становятся уклончивыми в разговоре. И получается, что они все время стараются уйти от предмета дискуссии, однако боятся приступить к другому. Конечно, они ведут себя так не только с матерью, но и с другими женщинами. Если беглец – мужчина, то точно так же складываются его отношения с отцом и другими мужчинами.

Еще одним отличительным свойством беглеца является стремление к совершенству во всем, что бы он ни делал: он считает, что если допустит ошибку, то его осудят, а быть осужденным для него то же самое, что быть отвергнутым. Поскольку он не верит в собственное совершенство, то пытается компенсировать это совершенством того, что делает. Он, к несчастью, путает "быть" и "делать". Поиск совершенства может у него доходить до одержимости. Он так страстно желает все делать безупречно, что любая работа отнимает у него неоправданно много времени. И в конечном счете именно из-за этого его отвергают.

Достигая своего предела, страх у беглеца переходит в панику. При одной только мысли о возможности паники он первым делом ищет, куда спрятаться, сбежать, исчезнуть. Он предпочел бы исчезнуть, потому что знает: в состоянии паники он вообще не сдвинется с места. Он полагает, что, спрятавшись куда-нибудь, он избежит беды. Он настолько убежден в своей неспособности справиться с паникой, что в конце концов очень легко ей поддается, даже когда для нее нет причин. Желание скрыться, исчезнуть глубоко свойственно беглецам; мне не раз встречались случаи регрессии к зародышевому состоянию. Такие люди рассказывали, что им хотелось спрятаться в животе у матери, – еще одно свидетельство того, как рано это начинается.

Притягивая к себе, словно магнитом, людей и ситуации, которых он боится, беглец точно так же провоцирует обстоятельства, при которых у него возникает паника. Его страх, естественно, еще больше драматизирует происходящее. Он всегда находит какие угодно объяснения своему бегству или уклонению.

Беглец особенно легко паникует и цепенеет от страха в присутствии родителя или других людей своего пола (особенно если они чем-нибудь напоминают этого родителя). С родителем и с другими людьми противоположного пола он этого страха не испытывает, с ними ему намного легче общаться. Я заметила также, что в словаре беглеца слово "паника" встречается довольно часто. Он может сказать, например: "Я испытываю панический страх при мысли о том, что нужно бросить курить". Обычно человек просто скажет, что ему трудно отказаться от курения.

Наше эго делает все, что может, чтобы мы не замечали наших травм. Почему? Потому, что мы сами выдали ему этот мандат. Бессознательно. Мы так боимся снова переживать боль, связанную с каждой травмой, что пускаем в ход все средства, только бы не признаться себе, что испытываем страдания отвергнутого существа из-за того, что сами себя же и отвергаем. И те, кто нас отвергает, пришли в нашу жизнь для того, чтобы показать нам, насколько мы отвергаем себя сами.

Страх перед собственной паникой во многих ситуациях приводит беглеца к тому, что он теряет память. Он может подумать даже, что у него проблема с памятью, но на самом деле у него проблема со страхом. Во время семинаров по курсу "Стань массовиком-затейником" я не раз наблюдала такую картину: один из участников, беглец, должен выступить перед остальными и что-то рассказать или провести мини-конференцию; но даже когда он хорошо подготовлен и знает свой материал, страх в последнюю минуту нарастает до такого уровня, что у выступающего все вылетает из головы. Иногда он просто оставляет свое тело, и оно замирает перед нами, как парализованное, – ни дать ни взять лунатик. К счастью, эта проблема постепенно решается по мере того, как он изживает свою травму отвергнутого.

Интересно наблюдать, как наши травмы влияют на наше отношение к пище. Человек питает свое физическое тело по такой же схеме, как и ментальное и эмоциональное. Беглец предпочитает маленькие порции; у него часто пропадает аппетит, когда он переживает приступы страха или других сильных эмоций. Из всех перечисленных типов беглец наиболее склонен к анорексии: он почти полностью отказывается от еды, потому что кажется себе слишком большим и упитанным, хотя в действительности все наоборот. Уменьшение веса ниже нормы, истощение – это его попытка исчезнуть. Иногда аппетит побеждает, и тогда беглец с жадностью набрасывается на еду – это тоже попытка исчезнуть, раствориться в пище. Впрочем, этот способ беглецы используют редко; чаще их привлекают спиртные напитки или наркотики.

Беглецы питают слабость к сладкому, особенно когда их одолевает сильный страх. Поскольку страх отнимает у человека энергию, естественно предположить, что введение сахара в организм может восполнить потерю. Действительно, сахар дает энергию, но, к сожалению, не надолго, так что пополнять ее таким способом приходится слишком часто.

Наши травмы мешают нам быть самими собой; из-за этого в организме возникают блоки и, как следствие, болезни. Каждому типу характера присущи свои особые недомогания и болезни, определяемые его внутренней психической структурой.

Вот некоторые типичные для беглеца болезни и недомогания.

  • Он часто страдает ДИАРЕЕЙ – он отвергает, выбрасывает пищу раньше, чем тело успевает усвоить питательные элементы, точно так же как отвергает ситуацию, которая могла бы быть благотворной для него.
  • Многие страдают АРИТМИЕЙ – нерегулярностью сердечного ритма. Когда сердце начинает биться как бешеное, у них возникает ощущение, что оно хочет вырваться из груди, улететь; это еще одна форма желания избежать болезненной ситуации.
  • Я уже говорила раньше, что рана отвергнутого настолько болезненна, что у беглеца совершенно логично развивается ненависть к родителю своего пола, которого он, еще будучи ребенком, осудил за причиненные ему страдания. Простить, однако, себя за ненависть к родителю беглец не может и предпочитает не думать и не знать о существовании этой ненависти. Не давая себе права на ненависть к родителю своего пола, он может довести себя до заболевания РАКОМ: эта болезнь связана с горечью, злостью, ненавистью – с душевной болью, переживаемой в одиночестве. Если человеку удается прийти к признанию, что он ненавидел или ненавидит родителя, – рака не будет. У него может развиться острая болезнь, если он продолжает вынашивать враждебные к этому родителю замыслы, но это не будет рак. Рак проявляется чаще всего у того, кто много выстрадал, но обвиняет в этом только себя. Согласиться с тем, что ненавидишь отца или мать, действительно трудно, ведь это означает признать себя злым и бессердечным; это означает также признать, что ты отвергаешь родителя, которого сам обвинял в том, что он отвергает тебя. Беглец не дает себе права быть ребенком. Он форсирует созревание, полагая, что так будет меньше страдать от своей травмы. По этой причине его тело (или какая-то его часть) и напоминает тело ребенка. Раковое заболевание указывает на то, что он не дал права страдать ребенку в себе. Он не принял того, что по-человечески справедливо – ненавидеть родителя, которого считаешь виновником своих страданий.
  • Среди других заболеваний, характерных для беглеца, мы видим также нарушения ДЫХАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, особенно во время паники.
  • Беглец подвержен АЛЛЕРГИЯМ – это отражение неприятия, которое он пережил или переживает по отношению к определенным продуктам питания или веществам.
  • Он может избрать и РВОТУ как показатель его отвращения к определенному человеку или к ситуации. Я слышала даже такие высказывания от подростков: "Мне хочется вытошнить мою мать (или отца)". Беглец нередко желает "вытошнить" ситуацию или ненавистную личность и может выразить свое чувство словами: "Это тошнотворный человек" или "Меня от твоих разговоров тошнит". Все это – способы выразить свое желание кого-то или что-то отвергнуть.
  • ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ или ОБМОРОК – тоже подходящие средства, если очень хочется избежать ситуацию или человека.
  • В серьезных случаях беглец спасается КОМОЙ.
  • Беглец, страдающий АГОРАФОБИЕЙ, использует это расстройство, когда хочет избежать некоторых ситуаций и людей, способных вызвать у него панику (подробнее об этом поведенческом расстройстве будет сказано в главе 3).
  • Если беглец злоупотребляет сахаром, он может спровоцировать такие заболевания поджелудочной железы, как ГИПОГЛИКЕМИЯ или ДИАБЕТ.
  • Если у него накопилось слишком много ненависти к родителю в результате страданий, пережитых и переживаемых им как отвергнутым существом, и если он достиг своего эмоционального и ментального предела, то у него может развиться ДЕПРЕССИВНОЕ или МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОЕ состояние. Если он замышляет самоубийство, то не говорит об этом, а когда переходит к действию, то предусматривает все, чтобы не потерпеть неудачу. Те, кто часто говорит о самоубийстве и обычно ошибается, когда переходит к действию, принадлежат скорее к категории покинутых; о них будет речь в следующей главе.
  • Беглецу с детства трудно признать себя полноценным человеческим существом, поэтому он стремится быть как обожаемый им герой или героиня, он готов потеряться, раствориться в своем кумире – например, молодая девушка страстно желает быть Мерилин Монро; это длится до тех пор, пока она не решит быть кем-то еще. Опасность такого отклонения в поведении заключается в том, что со временем оно может перейти в ПСИХОЗ.

Перечисленные выше болезни и недомогания возможны и у людей с другими типами травм, но все-таки наиболее часто встречаются у тех, кто чувствует себя отвергнутым.

Если ты находишь у себя травму отвергнутого, то более чем вероятно, что твой родитель одного с тобой пола тоже чувствует себя отвергнутым его родителем того же пола; более того, очень высока вероятность, что он чувствует себя отвергнутым также и тобой. Это может не осознаваться ни одной из сторон, тем не менее это верно и подтверждено тысячами людей-беглецов.

Помни: главная причина существования любой травмы – неспособность простить себя за рану, нанесенную самому себе или другим людям. Простить себя очень трудно, потому что, как правило, мы даже не знаем, что осуждаем себя. Чем глубже твоя рана отвергнутого, тем безошибочнее она указывает на то, что ты сам себя отвергаешь – или же отвергаешь других людей, ситуации и проекты.

Мы упрекаем других в том, чего не желаем видеть в самих себе .

Вот почему мы привлекаем к себе тех людей, которые показывают нам, как мы ведем себя с другими или с самим собой.

Еще одним средством осознания того, что мы отвергаем себя или отвергаем другого человека, является стыд. Действительно, мы переживаем чувство стыда, когда хотим спрятаться или спрятать свое поведение. Это нормально – находить постыдным поведение, в котором мы упрекаем других. Мы очень не хотим, чтобы они обнаружили, что и мы ведем себя точно так же.

Помни: все описанное выше переживается только в том случае, если страдающий отвергнутый человек принимает решение носить маску беглеца, полагая, что таким образом избежит страданий, пропорциональных глубине травмы. Эту маску он носит в одних случаях по нескольку минут в неделю, в других – почти постоянно .

Поведение, характерное для беглеца, диктуется страхом повторения страданий отвергнутого. Но может быть и так, что ты узнаешь себя в некоторых из описанных выше особенностей поведения, но не во всех. Полное совпадение всех характеристик практически невозможно. Каждой травме соответствуют свои формы поведения и внутренние состояния. То, как человек думает, чувствует, говорит и действует (в соответствии со своими травмами), определяет его реакцию на все происходящее в жизни. Личность в состоянии реагирования не может быть уравновешена, не может быть сосредоточена в своем сердце, не может испытывать благополучие и счастье. Вот почему так важно осознавать, когда ты реагируешь, а когда остаешься самим собой. Если это удается, то у тебя есть возможность стать хозяином своей жизни, а не позволять страхам управлять ею.

В этой главе я ставила цель помочь тебе осознать травму отвергнутого. Если ты узнаешь себя в маске беглеца, то в последней главе найдешь полную информацию о том, как излечиться от этой травмы, как снова стать самим собой и не страдать от чувства, что все тебя отвергают. Если же ты не находишь у себя этой травмы, то я советую тебе обратиться к тем, кто тебя хорошо знает, за подтверждением; это позволит исключить ошибку. Как я уже говорила, травма отвергнутого может быть и неглубокой, и тогда у тебя будут лишь отдельные характерные черты беглеца. Напомню, что доверяться следует в первую очередь физическому описанию, потому что физическое тело никогда не лжет, в противоположность его хозяину, который вполне способен обманывать себя.

Если ты обнаруживаешь эту травму у кого-то из окружающих, ты не должен пытаться изменить его. Лучше используй все, что ты узнаешь из этой книги, чтобы развить в себе больше сострадания к другим людям, чтобы лучше понимать природу их реактивного поведения. И лучше пусть они сами прочитают эту книгу, если у них появится интерес к проблеме, чем пытаться пересказывать им ее содержание.

Характеристики травмы ОТВЕРГНУТОГО

Пробуждение травмы : от момента зачатия до одного года; с родителем своего поло . Не чувствует права на существование.

Маска : беглец.

Родитель : того же пола.

Тело : сжатое, узкое, хрупкое, фрагментированное.

Глаза : маленькие, с выражением страха; впечатление маски вокруг глаз.

Словарь : "ничто" "никто" "не существует" "исчезнуть" "меня тошнит от...".

Характер : Отстраненность от материального. Стремление к совершенству. Интеллектуальность. Переходы через стадии великой любви к периодам глубокой ненависти. Не верит в свое право на существование. Сексуальные трудности. Считает себя никому не нужным, ничтожеством. Стремится к уединению. Тушуется. Умеет быть незаметным. Находит разнообразные способы бегства. Легко отправляется в астрал. Считает, что его не понимают. Не может позволить спокойно жить своему внутреннему ребенку.

Больше всего боится , паники.

Питание : Аппетит часто пропадает из-за наплыва эмоций или страха. Ест маленькими порциями. Сахар, алкоголь и наркотики как способы бегства. Предрасположенность к анорексии.

Типичные заболеваний : Кожные · Диарея · Аритмия · Нарушение дыхательных функций · Аллергии · Рвота · Обмороки · Нома · Гипогликемия · Диабет · Депрессия · Суицидные наклонности · Психозы.

Психолог Лиз Бурбо в одной из своих книг («Пять травм, которые мешают быть самим собой») описывает пять основных душевных травм, которые человек переживает в своей жизни, и которые могут привести его не только к психоэмоциональным страданиям, но и негативно повлиять на состояние физического здоровья.

Душевные травмы – это последствия болезненных детских впечатлений, которые влияют на жизнь человека и во многом определяют его способность преодолевать трудности.

Так как эти душевные травмы человек получает, начиная с раннего детства, то Лиз Бурбо рассматривает их в хронологическом порядке:

  • «отвергли»,
  • «покинули»,
  • «унизили»,
  • «предали»,
  • «были несправедливы».

Вместе с объяснением этих травм, психолог предлагает читателю познакомиться и с так называемыми масками, которые человек вынужден создать, чтобы защитить себя от пережитой душевной боли.

Эти маски призваны в течение жизни прикрывать полученные травмы, поэтому у каждой травмы есть своя маска: у травмы «отвергли» — маска «беглец», «покинули» — «зависимый», «унизили» — «мазохист», «предали» — «контролирующий», «были несправедливы» — «ригидный (жесткий)».

Рассмотрим указанные травмы и маски подробнее, чтобы «знать их в лицо», так как именно они могут стоять за теми или иными психосоматическими недугами.

Травма «отвергли» — маска «беглец»

Травма отвергнутого (телосложение беглеца)

По мнению Лиз Бурбо, эта травма – очень глубокая, так как появляется в возрасте до года. Отвергнутый чувствует эту травму как отказ от самой его сущности, как отрицание его права на существование.

Яркими примерами являются такие ситуации, как нежеланный ребенок, ребенок не того пола.

Следует отметить, что психолог разделяет два разных понятия: — человек, страдающий комплексом отвергнутого. «Маска беглеца» — характер человека, развивающийся как средство уклонения от страданий отвергнутого. То есть маска нужна, чтобы не быть самим собой.

Если говорить о человеке-беглеце, то, Лиз Бурбо, исходя из своей практики, выявила типичные признаки его телосложения. Само тело такого человека имеет «ускользающую», «убегающую» форму: не занимает много места и пространства, то есть, небольшое, узкое, худенькое тело («кожа да кости»), похожее на бесплотный признак (как будто намек на то, что человек даже не полностью воплотился, так как сомневается в своем праве на существование). Часто тело отвергнутого выглядит деформированным (ассиметричное, скрюченное, неполностью «укомплектованное» с маленьким лицом и глазами, полными страха).

Характеристика травмы

Ребенок, чувствующий себя отвергнутым и создающим маску беглеца, живет в своем воображаемом мире. В связи с этим, согласно мнению Лиз Бурбо, он бывает умным, благоразумным, тихим и не создающим проблем. Ему хорошо в своем мире, он даже может придумать себе утешительную историю, что его родители – ненастоящие, что они просто перепутали в роддоме и забрали не того. Для него характерно желание бежать из дома по любому поводу (так, у них есть ярко выраженное желание идти в школу, хотя там тоже чувствуют себя отвергнутыми).

С другой стороны, отмечает психолог, отвергнутый ребенок хочет, чтобы родители его заметили (болеет, получает серьезные раны, прячется в шкафу и ждет, чтобы нашли и т.п.)

Так как такой ребенок, как правило, телом меньше среднего, то родители могут начать его сильно опекать, из-за чего он начинает думать, что его опять не принимают таким, какой он есть.

Отвергнутый часто спрашивает себя: что он делает на этой планете? Его привлекает все, что связано с духом и интеллектом, а на материальное он смотрит как бы свысока. Этой же его позицией можно объяснить такие последствия, как затруднения в сексуальной жизни.

Беглец как личность не верит в свою ценность и ни во что не ставит себя, поэтому стремится быть совершенным, чтобы обрести эту ценность. Как пишет Лиз Бурбо, характерными словами такого человека являются «никто», «ничто», «не существует», «исчезнуть» и т.п.

Такой человек обычно ищет одиночества и уединения, так как боится окружающих из-за того, что не знает, как себя вести при них. У него мало друзей, как в школе, так и на работе, и говорит он мало. В свою очередь, его считают замкнутым и оставляют в покое, и это делает его еще более одиноким.

У беглецов часто возникают проблемы с кожей, чтобы к нему не прикасались: так как кожа является контактным органом, то ее заболевания становятся бессознательным способом оградить себя от прикосновений.

Лиз Бурбо утверждает, что травма отверженности переживается с родителем своего пола. При этом, не обязательно, что у родителя есть намерение отвергать ребенка. Дело в том, что это личное чувство ребенка: ребенок по определенным причинам (которые связаны с жизненными уроками, которые и пришла пройти его душа) не чувствует приятия, ни доброжелательности со стороны родителя одного с ним пола. Он хочет завоевать любовь этого родителя, но в то же время очень чуток к замечаниям со стороны этого родителя, и всегда готов решить, что тот его отвергает.

В такой ситуации в ребенке может развиться горечь и озлобление, нередко переходящие в ненависть (как сильная, но разочарованная любовь — так велико его страдание).

Как отмечает Лиз Бурбо, ребенок легко паникует и цепенеет от страха в присутствии родителя или других людей своего пола. В его словаре часто встречается слово «паника». Страх перед собственной паникой приводит к к тому, что беглец теряет память в ответственный момент.

Что касается родителя противоположного пола, то, как пишет психолог, беглец сам боится отвергнуть его и всячески сдерживает себя в своих действиях и высказываниях по отношению к нему.

Если же беглец переживает чувство отвергнутого родителем противоположного пола, то обвиняет в этом самого себя и отвергает сам себя.

Лиз Бурбо выявила, что травма влияет и на особенности приема пищи. Так, беглец предпочитает маленькие порции, а когда он переживает приступы страха, у него часто пропадает аппетит. Подчас он склонен к анорексии, так как считает, что он слишком большой и упитанный, хотя это не так (вспомним телосложение отвергнутого).

Как утверждает Лиз Бурбо, беглецы питают слабость к сладкому, также их могут привлекать спиртные напитки или наркотики.

  • диарея,
  • аритмия,
  • аллергия,
  • рвота,
  • головокружение,
  • обморок,
  • агорафобия (боязнь открытых пространств),
  • гипогликемия или диабет,

Также у такого человека может развиться депрессивное или маниакально-депрессивное состояние, следствием которого может стать замысел о самоубийстве. Иногда из-за обожания своего кумира может развиться психоз.

Травма «покинули» — маска «зависимый»

Травма покинутого (телосложение зависимого)

Покинуть – значит оставить человека, удалиться временно или навсегда. Если отвергнутый переживает свою травму на уровне «быть», то покинутый переживает свою травму на уровне «иметь» и «делать». Обычно эта травма возникает между одним и тремя годами.

Ощущение себя покинутым может развиться в таких ситуациях:

  • занятость мамы в связи с появлением нового ребенка;
  • постоянная занятость родителей на работе и, в связи с этим, непродолжительное времяпрепровождение с ребенком;
  • госпитализация одного ребенка, без родителей (ребенок не может понять, почему родители не с ним);
  • оставление ребенка с бабушками на время отпуска;
  • ребенок предоставлен самому себе (мама болеет, папа работает), испытывание недостатка эмоционального и физического питания и др.

Как пишет Лиз Бурбо, телосложение зависимого отличается недостатком тонуса в теле: длинный, тонкий, обвисший корпус, мышечная система недоразвита и вялая, большие печальные глаза, слабые ноги и длинные руки, иногда искривлена спина, некоторые части тела расположены ниже нормального, некоторые части тела также выглядят свисающими (плечи, щеки, живот и др.).

Характеристика травмы

По наблюдениям Лиз Бурбо, травма покинутого наносится родителем противоположного пола. Также она выявила, что нередко травма покинутого сочетается с травмой отвергнутого. Человек с травмой покинутого постоянно испытывает эмоциональный голод.

Пытаясь скрыть от себя свою травму, человек создает для себя маску зависимого. Зависимый уверен, что ничего не способен сам достичь, что ему необходима поддержка. Такой человек склонен становиться жертвой, и есть высокая вероятность того, что и его родитель (или оба родителя) также являлись жертвами.

Здесь психолог поясняет, что жертва в данном случае означает человека, который всегда склонен создавать себе проблемы, чтобы привлечь к себе внимание, и в основном, это проблемы со здоровьем. Это связано с потребностью зависимого, так как ему кажется, что ему уделяют слишком мало внимания.

Такой человек слишком все драматизирует, создавая для себя много проблем, так как роль жертвы позволяет ему получить так необходимого внимания.

Изучая эту маску, Лиз Бурбо выявила, что зависимый часто охотно играет роль спасителя – что является тонким способом привлечь к себе внимание. Но эта роль негативно сказывается на его здоровье спины, так как он взваливает на себя чужие обязанности.

У зависимого чередуются периоды взлета и падения (ощущение себя счастливым чередуется ощущением себя несчастным). Он испытывает острую потребность в поддержке со стороны других людей, с трудом принимает отказ на свою просьбу о помощи, не любит действовать в одиночку.

Самый большой страх зависимого связан с одиночеством, поэтому и цепляется за других. Такой человек, по словам психолога, обладает самой мощной способностью не видеть проблемы в своем партнере, так как не хочет быть покинутым. В связи с этим не любит слово «оставлять».

Самая сильная эмоция, которую испытывает зависимый – это печаль. Чтобы ее не чувствовать, зависимый ищет общества других людей. В кризисные моменты такая личность может дойти до мысли о самоубийстве и говорить всем об этом. Хотя первая попытка будет неудачной, но при отсутствии сочувствия, может реально это сделать.

В то же время зависимый думает, что недостоин внимания другого человека. Он боится всех начальников и властных людей, так как они представляются ему холодными и безразличными.

По наблюдениям Лиз Бурбо, зависимая личность склонна к булимии: она может съедать много, не набирая веса. Это связано с тем, что такой человек внутренне настроен на то, что ему всегда и всего не хватает.

Зависимые часто болеют, особенно в детстве, они слабы и тщедушны телом. Среди частых недугов таких людей психолог выделяет астму, болезни бронхов, поджелудочной железы и надпочечников, близорукость, истерию, депрессию, мигрени, а также редкие и неизлечимые болезни.

Травма «унизили» — маска «мазохист»

Травма униженного (телосложение мазохиста)

Унижение – это оскорбление, удар по достоинству человека, который ощущается им как притеснение, стыд и позор.

Эта травма, по мнению Лиз Бурбо, пробуждается в возрасте от одного до трех лет, во время осознания ребенком функций своего физического тела: ребенок учится самостоятельно принимать пищу, ходить в туалет, разговаривать и слушать то, что говорят ему взрослые и т.д.

Моментом пробуждения травмы являются ситуации, когда ребенок чувствует, что родитель стыдится его из-за того, что ребенок что-то сделал, испортил, часто на виду у других (испачкал, описался и т.п.).

Травма униженного чаще всего переживается с мамой.

Как считает Лиз Бурбо, униженный создает себе маску мазохиста – человека, который испытывает удовлетворение, удовольствие от страданий и бессознательно ищет унижений.

Униженный имеет большое и толстое тело, которое как бы отражает его убеждения о себе как о низком, нечистоплотном.

У него бочкообразное тело за счет излишнего жира. Если травма неглубокая, то закругленными будут только некоторые части тела (живот, ягодицы, груди). Телосложение мазохиста также отличается короткой талией, толстой расплывшейся шеей, круглым лицом с широко раскрытыми невинными глазами.

Характеристика травмы

Мазохист стремится доказать свою надежность и исполнительность, поэтому взваливает на себя много работы и обязанностей. Как пишет Лиз Бурбо, у такого человека есть дар втягиваться в ситуации, в которых он должен кем-то заниматься, кому-то помогать, кого-то опекать, постепенно забывая о себе. При этом, чем больше он взваливает на себя, тем больше становится его вес.

Вес и размеры тела мазохиста растут и занимают все больше места в связи с тем, что он сам хочет занять место в жизни. Поэтому, вмешиваясь в жизни близких, делает все за них, не осознавая, что тем самым унижает их.

Лиз Бурбо утверждает, что мазохисту трудно выразить свои настоящие потребности и чувства, потому что с раннего детства он боится говорить, так как боится испытать стыд (или заставить других испытать стыд). Как правило такой человек сверхчувствителен, и любой пустяк может его ранить. Вместе с тем он готов смешить других, выставляя себя объектом насмешки.

Критику мазохист воспринимает с чувством унижения и собственной никчемности. Но и сам считает себя намного более никчемным и ничтожным и никудышным, чем есть на самом деле (отсюда, любимые слова «немножко», «маленько»). Поэтому любит маленькие дома, машины, предметы и т.д.

Такая личность склонна наказывать саму себя. Как подтверждение в этом, он даже любит брать вину других на себя и извиняться.

Самый большой страх для такого человека – свобода, поэтому всегда неосознанно устраивает так, чтобы не быть свободным.

К основным недугам мазохиста Лиз Бурбо относит боли в спине, ощущение тяжести на плечах, заболевания дыхательных путей, проблемы с ногами и ступнями (варикоз, растяжение, перелом), проблемы с печенью, боли в горле, ангины и ларингиты, болезни щитовидной железы, кожный зуд и чесотку, болезни поджелудочной железы, сердечные заболевания. Сода же следует отнести хирургическое вмешательство как следствие его убежденности в неизбежности страдания.

Травма «предали» — маска «контролирующий»

Травма преданного (телосложение контролирующего)

Предать – значит перестать быть верным. Предательство связано с невозможностью доверять и полагаться.

По мнению Лиз Бурбо, эта травма пробуждается в возрасте от двух до четырех лет, когда развивается сексуальная энергия и возникает так называемый эдипов комплекс (когда возникает бессознательное или сознательное влечение к родителю противоположного пола). Отсюда, травма переживается только с родителем (или с другим человеком, выступающим в роли этого родителя) противоположного пола.

Психолог выявила, что те, кто страдают травмой предательства, не разрешили эдипов комплекс в детстве: их привязанность к родителю противоположного пола осталась слишком сильной, что во взрослой жизни начала влиять на взаимоотношения с противоположным полом. Такие люди постоянно сравнивают своих партнеров со своим родителем и ожидают от них того же, что не смог дать им этот родитель.

Преданный ребенок склонен чувствовать, что в нем нуждаются, особенно ему хочется, чтобы родителю противоположного пола было хорошо.

Лиз Бурбо перечисляет ситуации, которые пробуждают травму предательства: если родитель противоположного пола не сдерживает своего обещания или злоупотребляет доверием такого ребенка, ребенок чувствует себя преданным этим родителем. Чувство предательства у ребенка появляется и тогда, когда родитель одного с ним пола предан родителем противоположного пола, а также в ситуации, когда отец отстраняет от себя маленькую дочку из-за того, что родился новый ребенок – мальчик.

Ребенок, который начал переживать такую травму, создает себе маску «контролирующего», чтобы обеспечить выполнение взятых на себя задач, сохранить верность, оправдать ответственность или требует всего этого от других.

По мнению Лиз Бурбо, контролирующий создает себе тело, которое отличается силой и мощью, как будто говорит: «Я отвечаю за все, вы можете мне довериться». Так, контролирующий мужчина отличается красивыми широкими плечами, а контролирующая женщина – шириной и «объемистостью» в области живота, ягодиц, бедер.

Характеристика травмы

Взгляд контролирующего пристален, поэтому такой человек схватывает ситуацию очень быстро. Его взгляд держит недруга на расстоянии, а слабого прощупывает, запугивает. Но это – лишь способ скрыть свою слабость и уязвимость.

Согласно характеристике Лиз Бурбо, контролирующие делают все, что в их силах, чтобы быть сильными, ответственными, особыми и значительными людьми. Таким путем они удовлетворяют свое эго, которое не желает видеть, сколько раз он предает себя или других.

Контролирующий отличается самыми большими ожиданиями, так как любит все предвидеть и проконтролировать, чтобы проверить, хорошо ли другие делают, что должны делать и можно ли на них положиться.

Психолог описывает контролирующего как сильную личность. Такая личность активно утверждает то, во что верит и ожидает от других полного приятия его верований. Он твердо уверен в своей правоте и свое мнение высказывает категорическим тоном.

В то же время контролирующий избегает конфликтных ситуаций из-за страха потерять контроль. Он боится обязательств из-за страха отказа от обязательств (потому что отказ от своих обязательств он считает предательством, которое он испытал в детстве от своего родителя противоположного пола, не выполнявшим свои обязательства в соответствии с его ожиданиями).

У него часто бывают перепады настроения. Он нетерпелив к медлительным людям, так как любит скорость и быстроту действий (в том числе быстро ест). Такой человек не любит опаздывать, не любит поручать другим дела, так как из-за этого можно потерять контроль. Он более требователен к другим, чем к себе. Репутация для него – превыше всего, даже превыше счастья своих детей.

Контролирующий не любит, когда его самого контролируют или исправляют после него, так как любит все делать по-своему.

Такая личность склонна к «футуризации»: он постоянно занят планированием ближайшего будущего, поэтому практически не осознает суть настоящего.

Контролирующему очень важно показывать другим свою силу и смелость, но он с трудом может довериться другому из-за страха, что его информация может быть использована против него же. Он очень чувствителен, но это почти невозможно заметить.

Самый сильный страх у контролирующего связан с распадом, разъединением, разрывом (разводом), а также с отречением (понимает как предательство).

У такого человека особые затруднения вызывает выбор, так как ему кажется, что из-за неправильного выбора он может потерять контроль.

Травма «были несправедливы» — маска «ригидный (жесткий)»

Травма несправедливости (телосложение ригидного)

Несправедливость Лиз Бурбо поясняет как отсутствие справедливости и честности. Чувство несправедливости человек чувствует тогда, когда не видит признания своего достоинства, когда ему кажется, что он не получает того, чего заслуживает.

По мнению психолога, эта травма пробуждается в возрасте от трех до пяти лет, в период развития индивидуальности ребенка, когда он осознает, что является человеческим существом, отдельной целостной сущностью со своими особенностями. Ребенок ощущает как несправедливость то, что он не может целостным и неприкосновенным, не может самовыразиться и быть самим собой.

Травма несправедливости переживается, как правило, с родителем своего пола: ребенок страдает от его холодности (как кажется ребенку), властности, строгости, от его постоянных замечаний.

Лиз Бурбо утверждает, что ребенок с такой травмой создает себе маску ригидности, чтобы отгородить себя от испытываемых переживаний, таким образом обезопасить себя. Но то, что он отрезает себя от переживаний, не значит, что он ничего не чувствует. Наоборот, такой человек очень чувствительный, но он развивает в себе способность не ощущать своей чувствительности и не показывать ее другим. Поэтому ригидный человек выглядит холодным и бесчувственным.

Такого человека психолог характеризует как отличающегося прямым, ригидным, и нередко, совершенным корпусом. Телосложение пропорциональное, плечи прямые и по ширине одинаковы с бедрами. Ригидные, как правило, больше других боятся увеличения веса. Для них характерны динамичные, но недостаточно гибкие движения, сжатые челюсти, гордо выпрямленная шея, чистая кожа и ясный взгляд.

Для ригидных женщин характерен маленький рост. Такие личности любят тесные пояса и выделяющую талию одежду. Это связано с тем, что, зажимая свою талию (область солнечного сплетения), они будут меньше чувствовать.

Характеристика травмы

По мнению Лиз Бурбо, уже в детском возрасте ригидный замечает (или так думает), что его ценят по тому, что он делает, а не за то, что он собой представляет. Поэтому становится трудолюбивым, исполнительным, привыкает самостоятельно выбираться из трудных положений.

Характерный жест, присущий ригидным личностям – скрещивание рук на груди как символ блокирования области солнечного сплетения (чтобы не чувствовать). С такой же целью такие личности любят носить одежду черного цвета.

Как пишет Лиз Бурбо, ригидный человек добивается правильности и справедливости любой ценой, сам также стремится быть совершенным во всем и справедливым. Он больше всех склонен завидовать особенно тем, кто, по его мнению, заслуживает меньше, но получает больше.

Психолог отмечает, что заслужить, по заслугам, по достоинству – ключевые понятия у ригидного, так как он любит добиваться справедливости. И для него очень важно убедиться в том, что то, что он получает, он заслужил (в противном случае он может отказаться от награды). В связи с этим ригидный не любит принимать подарки.

Вместе с тем, ригидные склонны преувеличивать. Так, они любят использовать слова «никогда», «всегда», «очень» («тебя всегда нет»).

Чтобы скрыть свою чувствительность и эмоции, ригидные прибегают к смеху. По этой же причине на вопрос о делах, он всегда отвечает «Прекрасно!» (даже если это и не так).

Самый большой страх у ригидных – страх ошибиться, так как они всегда озабочены совершенством. Может быть, поэтому они чаще других страдают профессиональным истощением. Еще одним большим страхом является страх перед холодностью.

А самую мучительную несправедливость, утверждает Лиз Бурбо, ригидные испытывают от самого себя, так как часто себя обвиняют (что покупает что-то себе, что отдыхает и т.п.).

Чаще всего ригидные переживают эмоцию гнева (особенно по отношению к себе).

Среди основных недугов ригидных Лиз Бурбо выделяет негибкость и напряженность верхней части спины, в шее, коленях, локтях и др. гибких участках тела. В этот список входят болезни, имеющие окончание –ит, также нервное истощение, нервозность, бессонница, запор, геморрой, спазмы, судороги, проблемы кровообращения и варикозов, проблемы кожи (сухость, прыщи, псориаз), расстройства печени, нарушения зрения.

Пути исцеления

Ранее мы писали, что рассмотренные травмы могут негативно повлиять как на душевное, так и на физическое здоровье человека. Ключевое слово здесь «могут», это значит, что при соблюдении определенных условий, этого можно избежать. Что же это за условия? Они как раз перекликаются с путями исцеления психосоматических недугов.

  1. Для того, чтобы начать путь исцеления, человеку необходимо увидеть свою проблему (в данном случае — травму). Почему этот момент надо особо выделить: потому что многие не хотят видеть или так срослись с травмой, что и в самом деле не видят ее.

Увидеть проблему поможет наблюдение и анализ событий и людей в вашей жизни. Лиз Бурбо особо выделяет следующую закономерность: чем глубже травма человека, тем сильнее он притягивает к себе обстоятельства, в которых оказывается отвергнутым (преданным, униженным и т.д.) или отвергает (предает, унижает и т.д.) сам. И чем больше он это делает по отношению к себе, тем сильнее его страх быть отвергнутым, преданным, униженным и т.д.

Мы упрекаем в других то, чего не желаем видеть в самих себе. Поэтому человек и привлекает соответствующих людей или ситуации: чтобы через них увидеть то, что есть в нем.

  1. Осознать и принять травму: понять ее суть и согласиться, что она – в вас (многие обычно отнекиваются от своей травмы).

Так как, согласно теории Лиз Бурбо, куда бы не пришел человек с душевной травмой, где бы не пытался спрятаться от напоминающих о его травме ситуаций – это страдание будет его преследовать только по одной простой причине – травма сидит в нем, в его внутреннем мире, в его душе.

Отсюда исцеление начнет происходить только в том случае, когда человек перестанет убегать от самого себя, от своей душевной боли, когда он поймет, что окружающие его люди ни в чем не виноваты, как и он сам. Просто он пришел на эту Землю, чтобы пройти через этот опыт и, исцелившись, освободиться.

Что нужно сделать для успешного исцеления? Ответ кроется в причине травм. Как выделяет Лиз Бурбо, главная причина любой травмы – это неспособность простить себя за рану, нанесенную себе или другим людям.

Значит, первое, и самое главное – простить и себя, и других. На самом деле сделать это просто, если знаешь суть своей травмы и принимаешь, что «Да, так получилось, что Я захотел пройти через этот опыт, поэтому притянул соответствующие обстоятельства своей жизни (родителей, близких, события), чтобы они показали мне, что это есть внутри меня. Значит, и винить некого, так как все они, и я в том числе, играли свои роли в этой пьесе (под названием Жизнь). Я понимаю, что все это делалось не со зла, а во благо моей душе, моему развитию. Поэтому я легко прощаю и себя, и других за боль (как сигнал, что что-то не так), которая была частью этого опыта и причиняла страдание всем, кто участвовал в этой пьесе. Я БЛАГОдарю себя и всех за этот опыт, который сделал меня мудрее».

Хочется напомнить одну притчу про то, как души договаривались о предстоящем жизненном уроке.

Одна сильная Душа захотела узнать, что такое прощение и что значит прощать. Другие Души сначала отговаривали ее, потом из-за любви к ней, согласились помочь. Одна Душа сказала, что только из-за огромной любви к ней согласна воплотиться ее родителем и будет унижать и ругать постоянно для того, чтобы та поняла, что такое прощение и что такое прощать. Другая Душа также согласилась помочь и сказала, что воплотиться ее мужем и будет бить, обижать и изменять, чтобы та поняла, что такое прощение и что значит прощать. Эта Душа сказала, что сделает это только потому, что очень любит ее. И другие Души подлетали к ней и говорили, что только из-за любви к ней готовы пойти с ней на Землю в качестве ее будущих непослушных детей, предающих друзей и других приносящих ей страдание близких. Только ради Нее. Когда все они воплотились на Земле, то забыли про договор. Забыла и та Душа, которая хотела пройти опыт прощения, ради которой все другие Души сделали обещанное: пришли в ее жизнь и стали помогать ей увидеть выбранный ею опыт.

Разве после этого можно всерьез кого-то обвинять или ненавидеть?

Желаю Вам увидеть свой (выбранный Вами) опыт и пройти его с пониманием сути и благодарностью ко всем актерам (включая и себя).