Как заставить ребенка уважать взрослых. Как научить ребёнка уважать родителей? Воспитание послушания. Уважение и любовь

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Многие бабушки и дедушки, мамы и папы последние десятилетия задаются вопросом «Что же стало с нынешним поколением? Почему молодежь не уважает взрослых?». Не приму на себя ответственность рассуждать, действительно ли это так, и был ли «раньше» среднестатистический показатель вежливости по стране или нет… Но могу с уверенностью заявить, что на одного невежливого и не проявляющего уважения ребенка, есть, как минимум один, такой же невежливый взрослый.

    Получается, что если ваш ребенок не проявляет уважения ко взрослым, то, вероятно, и вы сами не относитесь к окружающим с пиететом. Что же такое уважение и с чего начинать, воспитывая ребенка?

    Уважение – это позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств . Это значит, что ребенок должен видеть и уметь признавать, что каждый человек имеет достоинство, что у него самого оно есть.

    Семья

    Начинать надо с семьи. И, в первую очередь, с себя. Показывая своему чаду, что вы уважаете его и его мнение, вы делаете огромный шаг к тому, чтобы он сам с удовольствием проявлял уважение к вам. Для достижения этой цели объясняйте ребенку , что и почему вы делаете, дайте ему понять причинно-следственную связь: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых», «Я прошу тебя убирать вещи на их места, потому что мы все ценим и уважаем труд друг друга».

    Помимо этого, для взаимного уважения очень важным фактором является соблюдение границ каждого из членов семьи. Если вы хотите, чтобы ребенок стучался к вам в дверь перед тем, как войти – стучитесь и в его дверь. Ребенок также, как и взрослый, имеет право на личное время и пространство.

    Проявляя уважение и заботу по отношению к вашему партнеру , вы показываете ребенку значимый жизненный урок. Наблюдая за тем, как проявляется уважение в его семье, у ребенка формируется картина того, КАК это реально работает. Родителей мальчика, наблюдающего за тем, как его отец помогает надевать пальто матери и открывает перед ней двери, вряд ли вызовут в школу из-за подножек одноклассницам и лягушек в портфеле.

    Личный пример и правила

    Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям.

    Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.

    Расскажите, что обсуждать людей - это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.

    Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, - это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.

    Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.

    Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.

    Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.

    Виктория Вострецова

    Экология жизни. Дети: Какие ошибки совершают родители в процессе воспитания детей? Что они делают не так? Почему вместо уважения они сталкиваются с...

    Как научить детей уважать родителей? Какие ошибки совершают родители в процессе воспитания детей? Что они делают не так? Почему вместо уважения они сталкиваются с эгоизмом детей? Авторитет родителей уже давно разрушен. Что же нужно делать в этой ситуации?

    Думаю, эти вопросы волнуют каждого, у кого есть дети. Очень часто в отношениях с ними мы чувствуем их привязанность и любовь, но не видим проявлений уважения к себе.

    Ликбез для родителей

    Характер ребенка – это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер.

    Эрих Фромм, немецкий психоаналитик, философ

    Уважение к другому

    Все мы подсознательно понимаем разницу между любовью и уважением, хотя бывает трудно объяснить ее на словах.

    Я хотела бы начать с того, что дети – это наши зеркала . Хотим мы признавать этот факт или нет, но это так.

    И если наши дети относятся к нам неуважительно, пренебрежительно и перестают заботиться о нас, то это происходит только потому, что мы к ним когда-то относились точно так же.

    Вы можете сказать: «Это не правда. Я всю свою жизнь посвятила ребенку». Может быть, но дети очень чувствительны не к тому, что вы делаете, а к тому, что вы чувствуете глубоко в душе по отношению к ним.

    И кто вам сказал, что ребенку было нужно, чтобы вы посвятили ему всю себя и свою жизнь?

    Давайте попробуем разобраться в понятиях «уважение» и «любовь», а также в том, как можно научить детей уважать родителей.

    Уважение – это прежде всего признание того, что другой человек не принадлежит вам.

    Это не просто даже по отношению к взрослым людям, а уж воспринимать так детей и подавно очень сложно.

    Ребенок, находившийся девять месяцев в утробе матери, уверен, что она принадлежит ему. Она – его собственность.

    Женщина тоже считает ребенка своей частью.

    В таких отношениях бывает крайне сложно избавиться от чувства собственничества. Но в этом и заключается наш путь - через близость и ощущение принадлежности друг другу обрести психологическую автономию, признавать право другого быть отдельным от нас .

    Процесс сепарации всегда связан с определенными переживаниями и страданиями, в его основе лежит глубокое горе, которое нужно прожить, отпуская свою иллюзию о возможности обладания другим человеком. Нужно проститься не только с этим желанием, но и надеждами на его осуществление.

    К прощению и пониманию этого обычно приходят после определенной борьбы, попыток направить поток событий в желаемое русло. Признав свою беспомощность и бессилие что-либо изменить, мы способны принять самые болезненные переживания: отказ от другого человека и любви, которую мы хотим получить от него.

    Как же трудно осознавать, что близкие люди не принадлежит нам, как хочется установить полный контроль над их жизнью. Ведь вы-то уж точно лучше знаете, что им нужно...

    Да и важнее всего то, что желаете именно вы... А вам так хочется встроить другого в свой образ мира. Как же непросто отделиться от другого и увидеть в нем действительно ДРУГОГО, а не часть себя.

    Уважение в семье

    Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни.

    Януш Корчак, польский педагог и писатель

    С какого момента нужно начинать воспринимать ребенка как отдельного от нас человека?

    С момента рождения!

    Он отделяется от нас физически, и этот факт сообщает нашему сознанию, что ребенок – уже не часть нашего тела. Пуповина перерезана, однако психологическая сепарация пока не происходит. Весь путь развития ребенка направлен на постепенное отделение от матери.

    Ребенок начинает ползать, делать первые шаги – в эти моменты сама природа помогает нам осознать, что он отделяется от нас. Сначала мы ощущаем разделение физически. Начинается подготовка души.

    И вот к трем годам у ребенка начинает формироваться позиция «Я сам» . Он впервые не слушается нас, не соглашается с родительскими требованиями. Вот в этот период и зарождается уважение.

    Ребенок впервые начинает проверять свои способности при выполнении тех или иных задач.

    Если родители пренебрежительно отнесутся к его самостоятельности, посмеются над ним, не дадут что-либо сделать, подчеркнут, что он слишком мал или у него «не руки, а крюки», то о каком формировании уважения можно говорить?

    Научить детей почтительно относиться к родителям можно лишь тогда, когда отец и мать сами уважают желания, интересы и мнение ребенка.

    Малыш говорит, что не хочет есть кашу, а мама даже не замечает его слов. Он отказывается надевать нелюбимую кофту, а мать опять не обращает внимания на его доводы. Но ведь можно же предложить ребенку на выбор 2–3 блюда и спросить, что бы он предпочел. Так же и с одеждой.

    Тогда у малыша останется ощущение, что он может выбирать и что с его мнением считаются. А мама все равно сможет предложить ребенку что-то полезное и приятное.

    Если вы научитесь приходить к компромиссам и не будете считать, что ваша позиция единственно верная, то самолюбие ребенка не будет уязвлено, и его реакции на критику и замечания в дальнейшем будут адекватными и зрелыми. И внутри взрослого человека не будет страдать маленький ребенок, мнение которого никогда не учитывалось и не учитывается.

    Как находить компромиссы с ребенком? Например, если утром вам нужно бежать в детский садик, а ребенок сидит и смотрит телевизор и никуда не собирается, предложите ему посмотреть программу еще 10 минут, пока вы убираете на кухне, ну а после, хочешь или нет, но нужно будет идти.

    Многие мамы, испытавшие давление со стороны родителей в детстве, начинают воспитывать ребенка методом от противного, что также порождает проблемы, но другого плана. Малыш, не чувствуя своих и материнских границ, растет с чувством вседозволенности и потому не способен научиться уважать других. У него не формируется ощущение границ его и материнского пространства. Он не понимает, где он, а где – мама.

    Вседозволенность и удовлетворение всех желаний ребенка закрепляют его позицию всемогущества, которая является неизбежной и правильной в первые полгода. Однако если ребенок устраивает истерики на улице, и вы не знаете, что с этим делать, то в этом случае нужно дать понять малышу, где проходит черта допустимого поведения.

    Если в семье принято подтрунивать друг над другом, язвить, отпускать колкости, принижать значимость другого, сомневаться в способностях друг друга, это воспринимается как норма. И ребенок впитывает атмосферу, в которой растет.

    Если родители не уважают друг друга и ребенка, то он никогда не будет их уважать. Он может их бояться, но до настоящего уважения здесь далеко.

    Уважать другого человека – это значит не нарушать его личностные границы (не заглядывать без разрешения в его телефон, компьютер, ежедневник, дневник). А ведь многие родители не считают нужным стучаться в комнату детей перед тем, как войти, считая, что у них не может быть секретов. Но это посягательство на личную территорию ребенка.

    Родители могут беспардонно прервать малыша, когда он занимается своими делами, и потребовать, чтобы он все бросил, только потому, что подошло время обеда. Или бесцеремонно переключают телевизионный канал, который смотрел ребенок. Разве при таком отношении он будет уважать родителей?

    Почтительное отношение к родственникам и друзьям также может служить для ребенка примером проявления уважения. Если, едва за гостями закрылась дверь, кто-то в доме начинает обсуждать их, сплетничать, то о каком почтении к другим может идти речь?

    Кроме того, в каждой семье должны быть свои ритуалы, выражающие уважение к семейным праздникам и традициям.

    Например, за столом жена может подавать тарелку с едой сначала мужу, приносить ему чай, пока он просматривает газеты, встретить у двери, обнять и поцеловать – все это проявления уважения. А если она, не отрываясь от своих дел, недовольно буркнет: «Подогрей еду сам, ужин на столе», – где здесь проявление уважения?

    Муж также должен демонстрировать признательность своей жене: поблагодарить за ужин, поцеловать, обнять, предложить свою помощь по дому.

    Только такие отношения в семье будут формировать в ребенке уважение к родителям.

    Условия для уважения

    Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

    М. Ю. Лермонтов

    Уважение – это такое чувство, которое меньше всего подвергается влиянию времени, в отличие от любви.

    Для многих понятия любви и уважения тесно переплетены, и они считают, что если они любят, то автоматически уважают. Нет, это не так.

    Любовь рождается чувствами и живет в сердце.

    Уважение рождается разумом и живет в голове.

    Уважение подразумевает наличие определенной дистанции. И если речь идет об истинной любви, то, безусловно, она возникает из уважения, когда в сознании партнеров есть четкое понимание того, что супруг – не его продолжение.

    Зависимость всегда базируется на желании слиться с объектом, раствориться в партнере или растворить его в себе. Ни о каких границах никто даже не вспоминает.

    Подчиняясь разуму, мы всегда находим качества, за которые можно уважать человека. Нам кажется, что уважение не возникает на пустом месте. Уважать всегда можно за что-то, а вот любить можно и нужно просто так.

    Конечно, мы уважаем людей за определенный характер, за какие-то личностные качества, за достижения, за все то, что человеку дается в результате его собственных усилий и работы. Это то, что приобретается в течение жизни, или то, что дается от рождения.

    Чтобы в будущем ребенок уважал себя, и его уважали другие, родители должны раскрыть его способности.

    Необходимо хорошо знать возможности и склонности своего ребенка, не старайтесь ему навязать то, чего хочется вам. Наблюдайте! Подмечайте его предрасположенности и помогите их развить, старайтесь уважительно относиться к индивидуальным особенностям вашего чада.

    Иногда созданная в голове картинка не позволяет вам принимать другого таким, какой он есть, только потому, что этот образ не вписывается в ваши представления и мечты.

    Если ребенок медлительный, не высмеивайте это качество, ведь оно может быть очень полезным при выполнении какой-нибудь скрупулезной работы. Если, наоборот, ребенок неусидчив, то это может пригодиться ему в активной деятельности.

    Мы часто воспринимаем детей как свою собственность и не хотим ничего слышать об их желаниях. Как только стираются границы между вами и вашим ребенком, то ни о каком уважении с его стороны не может быть и речи.

    Уважение – это прежде всего соблюдение дистанции и бережное отношение к личностным границам другого.

    Если вам необходимо быть максимально близкими с ребенком, и у вас нет собственной наполненной жизни, то он не будет вас уважать, потому что вы слишком привязаны к нему. Для возникновения уважения нужна дистанция, эмоциональная отстраненность, свободное пространство.

    Здоровая адекватная атмосфера в семье – это единство любви и уважения.

    И хотя эти понятия очень разные, они дополняют друг друга.

    Любовь без уважения превращается в неуправляемое чувство, в стремление подчинить себе другого, лишить его свободы. Уничтожение личных границ может привести к очень разрушительным последствиям. А без любви уважение лишается души и становится сухим соблюдением правил и формальностей.

    Чтобы дети уважали родителей, в семье должно быть почтение ко всем членам семьи, в том числе и к ребенку.

    Когда вы уважаете ребенка, вы не употребляете при общении с ним язвительных слов, в вашем голосе не звучат презрительные нотки, ваше лицо не искажается так, как будто вы видите нечто крайне неприятное вам.

    Уважение – это признание важности и ценности другого человека.

    Если вы не уважаете своих детей, кричите на них, бьете, входите в их комнату без стука, унижаете их перед друзьями, разговариваете с ними свысока, целуете и тискаете их, когда они этого не хотят, заставляете надевать одежду, которая им не нравится, заставляете их есть то, чего они не хотят, то в старости вам многократно вернется ваше неуважение к ним. Да и не нужно будет ждать до старости...

    Наша внутренняя ценность

    Для того чтобы добровольно и свободно признавать и ценить чужие достоинства, надо иметь собственное.

    Артур Шопенгауэр, немецкий философ

    Из уважения рождается достоинство.

    Достоинство – это уважительное отношение к себе и окружающим.

    Достоинство – это определенная дистанция между людьми, на основе которой возникает уважение.

    У родителей с детьми часто складываются достаточно запутанные и сложные отношения. Они могут быть либо очень близкими, либо враждебными, либо с чередующимися крайностями. Это не утверждение. Это наблюдения из моей практики.

    Эмоциональная неустойчивость одного из родителей никогда не сможет стать надежным фундаментом для возникновения уважения.

    Уважение рождается в спокойной и стабильной атмосфере.

    Очень часто родители не способны контролировать свои эмоции и чувства. Когда мать воспитывает ребенка одна, то ее эмоциональные качели не могут вызывать у него уважение.

    Если в доме нет мужчины, способного контролировать атмосферу чувств и эмоций, то эту роль должна взять на себя женщина. И для этого ей необходимо привести в порядок свой внутренний мир.

    Только сохраняя внутреннее спокойствие и гармонию, можно правильно строить отношения с детьми. Женщине необходимо найти в душе точку опоры и защиты. Внутренняя стабильность позволит ей вернуть уважение детей и всех членов семьи.

    Внутренние конфликты, личная неустроенность женщины отражаются на ее отношениях с детьми.

    Они начинают деформироваться, искажаться. Поэтому у современных детей остается все меньше и меньше почтения к родителям и представителям старшего поколения.

    Как отец будет уважать дочь, если он не уважает свою жену? Он может любить дочь и быть к ней нежно привязанным, но он не будет уважать в ней женщину.

    Если женщина не уважает мужа, как она может относиться к сыну? Она будет его любить, но она не будет уважать в нем мужчину, потому что не испытывает почтения к мужскому полу. Сын же, видя отношение матери к отцу и другим мужчинам, будет примерять его на себя и свою мужскую принадлежность.

    Поэтому так важно, чтобы женщина занималась своим духовным развитием.

    Современная женщина измотана, истощена, она находится в поиске сильного мужчины, ей не хватает любви, она лишена самого главного – ощущения безопасности.

    Человек рождается с определенными потребностями, и самые первые и основные – это безопасность и любовь, и только после их удовлетворения появляется стремление к уважению. А пока две предыдущие потребности «не утолены», об уважении не задумываются.

    Сегодня женщина не чувствует любви и безопасности, она вынуждена сама заботиться о ребенке, не зная, что готовит ей день грядущий, ей приходится рассчитывать только на себя. А об уважении остается только мечтать, на пути к нему нужно преодолеть множество преград.

    Когда рядом нет никого, кто мог бы поддержать женщину, она отчаянно нуждается в поддержке своего ребенка и поэтому нарушает его границы. Она может показать слабость лишь своему ребенку. И если это происходит регулярно, то между ними возникает душевная близость, но не уважение.

    Для начала именно матери необходимо научиться уважать ребенка, его отца, обрести эмоциональную стабильность и ощущение безопасности.

    Уважать ребенка – это значит уважать характер, с которым он родился, уважать его желания, территорию и границы.

    Уважать – не означает потакать всем прихотям чада. Вам следует научиться считаться с его желаниями, учитывать их и находить компромиссы.

    Старайтесь в конфликтных и острых ситуациях идти на взаимные уступки, а не давить ребенка своей авторитарной позицией только потому, что вы - мама и знаете, как поступить лучше.

    Не нужно кричать на ребенка, унижать его, применять физические наказания. В этом случае крики, оскорбления, пренебрежительное отношение и рукоприкладство становятся нормой для детей. А уважение отсутствует.

    Достоинство можно привить только в атмосфере уважения ко всем членам семьи.

    Старайтесь в воспитании детей придерживаться золотой середины: излишне их не баловать и в то же время не держать в ежовых рукавицах. Важно быть последовательными и постоянными в своих требованиях.

    Если ваша излишняя строгость сменяется баловством и вседозволенностью, то такие эмоциональные перепады не способствуют формированию уважения.

    Не нужно заставлять детей надевать то, что им не нравится, в чем они себя чувствуют некомфортно. Не надо заставлять их есть то, что они не хотят, но и не разрешайте им лакомиться только тем, что им нравится. Старайтесь всегда находить компромиссы между тем, что вы считаете правильным, и тем, что хочет ребенок.

    Уважение всегда рождается из договоренностей. Возможен вариант, когда в одной ситуации на принятие решения влияет только ваше мнение, а в другой – мнение ребенка.

    Заставить детей уважать родителей невозможно!

    Уважение рождается из внимательного отношения к себе, к ребенку и ко всем членам семьи.

    Прежде всего, вам надо научиться уважать людей и тогда не возникнет вопрос: «Как научить детей уважать родителей?» И тогда не нужно будет учить ребенка уважению, он впитает его, как губка, через ваше отношение к себе и миру. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

    Познайте себя. Так вы определите, каким уникальным человеком являетесь, и повысите вашу самооценку. Подумайте о ваших талантах и сильных качествах. На такой процесс самопознания может уйти некоторое время, но оно будет потрачено с пользой.

    Научитесь прощать себя, если вы хотите повысить чувство собственного достоинства. Простите себя за то, что вы сделали в прошлом. Если необходимо, признайте свои ошибки и попросите прощения у других людей. Если вы будете винить себя за обидные слова или неправильные поступки и решения, то вам будет сложно жить. Помните, что все люди допускают ошибки и учатся на них, поэтому прощайте себя и других людей.

    Будьте самим собой. Любите и принимайте себя таким, какой вы есть. Не думайте, что вы идеал – просто смиритесь с вашим «я». Гордитесь вашими сильными качествами и не расстраивайтесь по поводу ваших слабых черт, особенно тех, которые вы не можете изменить.

    • Планируете полюбить себя только после того, как сбросите 20 кг? Это плохой подход. Любите себя таким, какой вы есть в настоящий момент.
  • Развивайте уверенность в себе. Вы не сможете уважать себя, если не будете довольны тем, кем вы являетесь, как выглядите и чем занимаетесь. Для развития уверенности в себе придется приложить немало усилий, но ежедневные упражнения помогут вам в этом.

    • Следите за осанкой, больше улыбайтесь и думайте о себе в позитивном ключе как минимум три раза в час.
    • Скажите «Спасибо» человеку, сделавшему вам комплимент.
  • Поддерживайте позитивный настрой. Это поможет вам добиться успеха в жизни и повысит ваше самоуважение. Даже если сейчас ваша жизнь катится под откос, думайте о том, что в конце концов все наладится. Довольствуйтесь тем, что вы имеете в данный момент времени. Если вы заранее предвидите кошмарный конец любой ситуации, вам будет сложно научиться уважать себя и добиться уважения от других людей.

    • Например, идя на собеседование, не думайте, что вы провалите его, потому что есть более сильные кандидаты. Скажите себе, что вы гордитесь собой уже за то, что пройдете это собеседование.
  • Не живите чужой жизнью. Зачастую основной причиной низкой самооценки являются негативные мысли о вашей жизни по сравнению с жизнью других людей. Например, вы можете быть недовольны собой, потому что зарабатываете меньше ваших друзей. Устанавливайте цели без оглядки на других людей и достигайте их. Не стоит тратить время на что-то, что поразит ваших друзей в Facebook. Занимайтесь тем, чем вы хотите, а не тем, что модно или престижно.

    Никому не завидуйте. Делайте все, что от вас зависит, чтобы достичь поставленных целей. Зависть сопровождают горечь и обида, а эти чувства уничтожают ваше самоуважение и заставляют вас стремиться быть похожим на других. Делайте то, что осчастливит вас.

  • Верьте в правильность ваших решений, если хотите повысить вашу самооценку. Не меняйте убеждений и попытайтесь понять, что делает вас счастливым. Поощряйте себя за правильно принятые решения и придерживайтесь их (даже если это очень сложно).

    • Если вам нужна помощь, обратитесь за ней к другому человеку, но не думайте о том, что вы все делаете неправильно и что нужно все переделать.
  • Научитесь воспринимать критику спокойно. Только так вы будете уважать себя. Если критика является объективной и конструктивной, обязательно прислушайтесь к ней. Возможно, полученная информация пригодится вам для саморазвития. Благодаря конструктивной критике вы достигните намеченной цели – стать лучше.

    • Например, ваша девушка может сказать, что иногда она нуждается в большем внимании и заботе с вашей стороны. Или ваш начальник порекомендует вам добавить больше деталей в доклад.
    • Бывает, что кто-то просто придирается к вам или пытается оскорбить вас. Такой подход не является конструктивной критикой, поэтому научитесь различать конструктивную и неконструктивную критику (с первого раза это не так легко).
  • Не позволяйте другим оказывать на вас давление. Чувство собственного достоинства исходит из вашего внутреннего «я», а не от других людей. Возможно, награды или комплименты на некоторое время поднимут вашу самооценку, но самоуважение должно исходить от вашего сознания. Не позволяйте другим людям унижать вас или ставить под сомнения ваши убеждения. Верьте в то, что вы принимаете правильные решения и научитесь не обращать внимания на задир и завистников.

    • Человек, который меняет решение или мнение под давлением окружающих людей, прослывет слабым человеком, не имеющим твердых убеждений. Стойте на своем и люди с негативным отношением к вам или к жизни постепенно отстанут от вас.
  • Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда ребенок буквально отбивается от рук и перестает слушаться и слышать их. Это происходит не только с маленькими детьми, но и с достаточно взрослыми подростками, которые в определенный момент не желают считаться с родительским мнением. С чем это связано? С плохим воспитанием или с определенными ступенями в развитии? Попробуем разобраться в нашей статье.

    Детское непослушание: физиология и психология

    Почему ребенок не слушается? Он игнорирует все просьбы и обращения в его адрес. И зачастую это происходит даже в семьях, где дети очень уважают и любят своих родителей. Прежде всего, стоит помнить, что дети в силу возраста еще не обладают таким самоконтролем, как взрослые. Поэтому невозможно требовать от малыша 3-5 лет полного послушания и подчинения. Дети постарше тоже требуют определенного подхода.

    5 лет

    С физиологической точки зрения у дошкольников еще нет связанных процессов между активной деятельностью и торможением. Одним словом, ребенку в 5 летнем возрасте еще сложно контролировать свои эмоции и действия. К примеру, когда дети веселятся и начинают бегать друг за другом им очень сложно резко успокоиться и сесть в уголок, сложив в руки. Именно поэтому, детей такого возраста нельзя строго наказывать. Следует терпеливо и максимально простым языком объяснять как нужно себя вести.

    Но бывают ситуации, когда малыш слишком активен и это связано с физиологическими заболеваниями. К примеру, гиперактивностью. В таком случае важно вовремя обратиться к врачу за установлением диагноза и соответствующим лечением.

    10 лет


    Психология непослушания школьников во многом связана с тем, что у них еще не полностью сформированы определенные области коры головного мозга. И им так же сложно полностью справляться с эмоциями. Но вместе с этим, стоит учитывать подход к детям с педагогической точки зрения. Наверняка многие помнят своих учителей из начальной и средней школы. Когда бывало одних и слушать не хотелось, а к другими всегда с радостью бежали на урок, а потом еще с интересом делились своими впечатлениями и и переживаниями.

    Давайте рассмотрим, пример, когда учитель не привлекал нашего внимания или даже отталкивал. Чаще это личности авторитарные, у которых все сидят по струнке, и бояться даже пошевелиться. Они всегда кричат и критикуют, одним словом подавляют. Но есть и другие, которые напротив, слишком мягкие, чтобы приструнить класс. Пока они ведут урок, дети буквально «стоят на ушах», потому что никому не интересно слушать такого преподавателя.

    Исходя из вышесказанного, в общении со школьниками нужно находить золотую середину. То есть быть для них одновременного другом и родителем, который в нужный момент всегда утихомирит разбушевавшегося отпрыска.

    15 лет

    Все мы знаем про трудности переходного возраста. Именно в этот момент человек начинает отдаляться от родителей и пробует себя в роли самостоятельной личности, со своими правами и мнением. К сожалению, оно не всегда бывает верным и совпадает с родительским. Вот тут-то и начинаются конфликты. Родители пытаются внушить отпрыску, что он все еще ребенок и должен подчиняться и слушаться их. А сын или дочь пытаются доказать обратное. Им кажется, что они уже достаточно взрослые, чтобы совершать самостоятельные поступки и общаться с тем, с кем хотят.

    Тут нужно проявить особое терпение и деликатность в общении с детьми. Ведь в период переходного возраста ими управляют гормоны. Поэтому их так легко ранить и любые резкие слова могут вызвать «взрыв» эмоций. Родители в этот момент находятся как на пороховой бочке. Потому что некоторые дети очень часто в этом возрасте совершают необдуманные поступки. К примеру, уходят из дома или совершенно перестают общаться с родителями, начиная строить свою «взрослую» жизнь.

    Самым надежным способом в этой ситуации остается показывать свою безграничную любовь к ребенку и проговаривать, что вы всегда готовы его принять и выслушать проблемы, переживания. Все запреты и наказания не приемлемы, потому что они только усугубят ситуацию, в которой любимое чадо может «наломать дров» с горяча.

    Основы воспитания


    Независимо от возраста психологи выделяют правила воспитания, которые нужно соблюдать родителям. Это основы хорошего общения с детьми, чтобы они всегда уважали старших и прислушивались к их мнению.

    • Научитесь сами уважительно относиться к ребенку. То есть нужно признавать в нем личность с самого раннего детства, общаться со своим чадом вежливо не подавляя его мнения и поступков своим авторитетом. Но при этом всегда помогать, поддерживать и давать важные жизненные советы, когда это требуется.
    • Всегда интересоваться проблемами и переживаниями своих детей. Достаточно спрашивать, как прошёл сегодня день в школе или в саду.
    • Прививайте навыки этикета с малых лет. Объясняйте ребенку правила поведения на улице, в гостях и за столом, как нужно вежливо общаться со взрослыми. Это позволит избежать многих проблем в самостоятельной жизни.
    • Сдерживайте свои обещания. Дети очень тонко чувствуют отношение родителей к ним и помнят все моменты, когда мама с папой не смогли по каким-то причинам сдержать слово. К примеру, если даете обещание погулять сегодня в парке после сада, обязательно постарайтесь, чтобы прогулка удалась. А если сомневаетесь, то лучше сразу признаться в том, что, скорее всего сегодня не удастся погулять, потому что у вас очень много работы, но вы обязательно отправитесь в парк на выходных.
    • Избегайте общения на повышенных тонах. Представьте себя маленьким ребенком, на которого постоянно гневно кричит взрослый человек, подавляя вашу личность своими нравоучениями и запретами. Постарайтесь наладить отношения в дружеской манере. Поверьте, тихое вежливое обращение, сказанное ласковым голосом, глядя в глаза ребенку будет действеннее, чем громкие выкрикивания из соседней комнаты. Для детей младшего дошкольного возраста 3-5 лет, так же будет полезно добавлять при этом имя дочки или сына, чтобы они понимали, что родитель обращается именно к ним.
    • Подавайте собственный пример уважения. Дети копируют нас во всем. Да и на кого им равняться как ни на родителей. Очень важно быть вежливым не только на улице, но и находясь дома. Проявляйте уважение к старшим, показывайте свою заботу о бабушках и дедушках, не позволяйте себе ругани и грубого общения с супругом, но самое главное будьте вежливым со своими детьми.

    Подводя итоги, следует заметить, что большинство проблем в общении с ребенком, зависит от его окружения, в первую очередь от родителей. И если они подают положительный пример, и всегда правильно выстраивают общение со своими родными и близкими, то и младшее поколение со временем обязательно научится уважать своих родственников и окружающих людей.